ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ опы т
Производство сварно-кованых роторов
на ОАО
«Турбоатом»
Н. П. Воличенко,
ОАО «Турбоатом» (Харьков)*
Увеличение мощности турбоустановок зависит от возможности изготовления наиболее важного и ответ-
ственного компонента паровой турбины
ротора. Роторы турбин можно изготавливать насадкой отдель-
ных дисков на ступенчатый вал или сваркой отдельных цельнокованых деталей. В первом варианте в рас-
точках дисков возникают высокие напряжения из-за натяга. Для изготовления таких роторов требуются
материалы с очень высоким пределом текучести (до 100 МПа), высокой ударной вязкостью, способностью к
достаточной релаксации напряжений при термообработке и малой склонностью к хрупкому разрушению.
Для изготовления сварных роторов можно применять стали с пределом текучести до 600-650 МПа. Свар-
но-кованые роторы состоят из поковок значительно меньшей единичной массы, чем масса поковок цельноко-
ваных роторов. Кроме того, эти роторы могут быть изготовлены из дисков без центральных отверстий.
Отсутствие центрального отверстия значительно повышает допустимую нагрузку диска центробежной
силой, т.е. возможное число оборотов и длину лопаток, закрепляемых на диске. В связи с изложенным созда-
ние роторов в сварно-кованом варианте считается наиболее перспективным, экономичным и принято на во-
оружение передовыми зарубежными машиностроительными фирмами.
Первые сварно-кованые роторы цилинд-
ра
низкого давления
(Ц НД) для
серийной
турбины П ВК-150 (мощность 150 М Вт) за-
вод начал изготавливать в 1958 г. Производ-
ству
роторов
предшествовали
большие
ис-
следовательские работы по созданию техно-
логии сборки, сварки и термообработки ро-
торов.
Работы
выполняли
совместно
с
ЦНИИТМ аш.
В
конструкции
ротора была
использована
перлитная
сталь
марки
34ХМА.
По
своей
конструкции этот
ротор
отличается тем, что на
нем применено осе-
вое крепление лопаток последних ступеней.
Ротор общей длиной около 6 м при диаметре
гребней дисков около
1600 мм мог быть из-
готовлен только в сварно-кованом варианте
(рис. 1).
Ротор
изготавливали
из
семи
от-
дельных поковок (2 хвостовика с дисками 6'
Сторона привода
ВидА
Сторона токосъема
N
швов
а
6
Іи V
36
70
II и IV
36
70
VI и III
30
47
Рис. 1. Ротор ЦНД паровой турбины ПВК-150
Автор выражает благодарность А.К.Царюку (ИЭС им. Е.О.Патона) за помощь, оказанную при подготовке статьи.
2(66)2009 СВАРЩ ИК*«
предыдущая страница 9 Сварщик 2009 02 читать онлайн следующая страница 11 Сварщик 2009 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст