ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ опы т
Оптимизация
положения
сварочной
горелки
при
выполнении
нахлесточного соединения
на
вертикальной
плоскости
А. И. Гедрович,
д-р техн. наук, С.
А. Ткаченко,
ВНУ им. В. Даля,
А. Н. Ткаченко,
ОАО «ХК «Лугансктепловоз»,
И. А. Гальцов,
канд. техн. наук, Л НАУ (Луганск)
Подвижной железнодорожный транспорт переходит на бо-
лее высокие скорости перемещения. В связи с этим ужесто-
чаются требования к аэродинамическим свойствам, прочно-
сти,
массе,
коррозионной
стойкости
корпуса
вагонов.
По-
этому существует мировая тенденция к изготовлению кар-
каса и обшивки вагонов из более прочных и коррозионностой-
ких сталей. Холдинговая компания «Лугансктепловоз» осва-
ивает изготовление каркаса вагона из стали 09Г2С —
фер-
рито-перлитного класса, а обшивки вагона из нержавеющей
аустенитной стали
10Х13Г18Д.
Такое конструктивное ре-
шение повышает надежность вагона, его срок службы и спи-
ф
жает массу за счет применения для обшивки металла мень-
шей толщины.
В металлоконструкции вагона дизель- и
электропоездов
запроектировано
нахлес-
танное
сварное
соединение
(Н 1)
рамы
(сталь
09Г2С)
и
обшивки
боковых
стенок
(сталь
10Х13Г18Д), выполняемое на верти-
кальной
плоскости
(горизонтальный
шов
на вертикальной плоскости) при соответст-
вующем
расположении
сварочной
горелки
в процессе сварки
(рис. 1).
2(66)2009 СВАРЩИК
Цель
работы
определение
оптималь-
ного положения сварочной горелки, обеспе-
чивающего получение требуемого химичес-
кого состава металла шва при сварке нахле-
станных соединений из разнородных сталей
09Г2С и 10Х13Г18Д.
Для сварки указанных разнородных ста-
лей
применяют
механизированную
сварку
сплошной
проволокой
Св-08Х20Н9Г7Т
в
смеси углекислого газа и аргона. Очевидно,
что при сварке угловых швов состав и свой-
ства металла шва зависят от соотношения и
доли
в
металле
шва
основного
(09Г2С
и
10Х13Г18Д) и электродного (08Х20Н9Г7Т)
металлов.
Существенное
влияние
на
формирова-
ние шва, его химический состав и свойства
оказывает положение сварочной проволоки
в
пространстве
и,
следовательно,
направ-
ленность
столба
дуги
на
свариваемый
ме-
талл и его проплавляющая способность.
Для оценки влияния угла наклона элект-
рода на формирование металла шва, его хи-
мический
состав
и
свойства были
сварены
образцы, имитирующие сварное соединение
каркаса и обшивки кузова вагона. Сварку об-
разцов из стали 1
ОХ 13Г18Д толщиной 1,5 мм
и стали 09Г2С толщиной 7,0 мм выполняли
проволокой марки Св-08Х20Н9Г7Т диаме-
тром 1,2 мм в среде углекислого газа + аргон,
в один проход с использованием специаль-
ного устройства «Вий-О-Бузіетя» для пере-
мещения
сварочной
горелки.
При
сварке
образцов
изменяли
угол
наклона
горелки
по
отношению
к
вертикальной
плоскости
(см.
рис. 1)
при
сохранении
постоянными
вылета сварочной проволоки и длины дуги.
Режим
сварки:
сила
сварочного тока
120 А,
напряжение
дуги
18-19 В,
ско-
рость
сварки
18м/ч.
Расход
защитного
газа — 9 л/мин. Расстояние между соплом и
изделием </=14 мм, вылет электродной про-
предыдущая страница 13 Сварщик 2009 02 читать онлайн следующая страница 15 Сварщик 2009 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст