ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Восстановление
резьбовых отверстий
в осях железнодорожных
вагонов
сваркой
взрывом
Л. М. Лобанов,
акад. НАНУ, С.
Ю. Илларионов, Л. Д. Добрушин,
д-р техн. наук,
Н. А. Пащин,
канд.
техн. наук,
В. В. Тисенков,
Институт электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины, С.
В. Бондарев,
канд. техн. наук, С.
А. Гаврилов,
Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения,
А. В. Кутишенко,
главный инженер Главного управления вагонного хозяйства ГП «Укрзалізниця» (Киев)
На современном этапе развития железнодорожного транс-
порта Украины в сложных экономических условиях акт уаль-
на проблема продления эксплуатационного ресурса подвиж-
ного
состава
за
счет
восстановления
работоспособности
изношенных
деталей
железнодорожных
вагонов.
Поэтому
особое внимание уделяют разработке прогрессивных техно-
логических процессов восстановления,
отличающихся высо-
кой надежностью при минимальной себестоимости и доста-
точно легко реализуемых в условиях вагоноремонтных пред-
приятий
«
Укрзалізниці
».
Важное место занимают вопросы восста-
новления
работоспособности
осей
Р У 1-ІЙ
колесных
пар
вагонов
(Стандарт
И С О
1005-9-86). Это связано с высокой стоимо-
стью
и
материалоемкостью
их
изготовле-
ния, а также со значительным
количеством
поврежденных осей
(до
10 000 шт.), накоп-
ленных на
вагоноремонтных предприятиях
«Укрзалізниці».
Одним
из
самых
распространенных
и
трудноустранимых дефектов осей является
повреждение
или
изнашивание
резьбовых
отверстий М20 (М 16) под болты крепления
стопорных
планок
роликовых
подшипни-
ков:
незначительное механическое
повреж-
дение элемента резьбы выводит из эксплуа-
тации
крупногабаритную
конструкцию
от-
ветственного назначения,
нормативный ре-
сурс которой составляет 8-15 лет. При этом
к резьбовому отверстию предъявляют высо-
кие
требования
по статической
прочности,
сопротивлению
усталости
и
точности
гео-
метрических размеров.
Наиболее
распространенным
способом
восстановления резьбовых отверстий явля-
ется их занлавление дуговой сваркой
в сре-
де углекислого газа или покрытым электро-
дом с последующим высверливанием отвер-
стия
и
нарезанием
новой
резьбы.
Данному
способу
присущ
ряд
недостатков,
один
из
которых
высокая стоимость специализиро-
3(67)2009 СВАРЩИК
ванного сварочного оборудования и расход-
ных материалов. Следует отмстить, что ста-
ли марок А1, А2, АЗ и А4, из которых изго-
тавливают оси вагонов, относят к классу ог-
раниченно
свариваемых
(Г О С Т
1380-71),
т.е.
склонных
к
образованию
трещин
при
сварке
в
обычных
условиях.
Это
вызывает
необходимость разработки особых техноло-
гических
мероприятий,
обеспечивающих
требуемое качество наплавленного металла.
При
этом
геометрия
«пробочного»
тина
сварного соединения приводит к затруднен-
ной усадке шва, что является дополнитель-
ным фактором, вызывающим трещинообра-
зование
в
металле
шейки
оси.
Остаточные
усадочные
укорочения
обуславливают
ис-
кажение геометрических характеристик де-
тали,
следствием
чего является
недопусти-
мое уменьшение диаметра посадочного мес-
та оси под роликовый подшипник.
Альтернативным и более простым явля-
ется
способ,
разрабатываемый
для
вагоно-
ремонтных предприятий
Российской Феде-
рации:
поврежденное отверстие рассверли-
вают,
нарезают в нем
резьбу большего диа-
метра
и
вкручивают
цилиндрическую
по-
лую
втулку с
внутренним диаметром
М20.
Однако
и
данный
способ
характеризуется
низкой
надежностью,
так
как
в
процессе
эксплуатации может произойти выкручива-
ние
втулки
под
действием
вибрационных
нагрузок,
характерных для
работы
оси
же-
лезнодорожного вагона.
Предлагаемый
новый способ восстанов-
ления резьбовых отверстий базируется на ис-
пользовании принципов и технологии сварки
взрывом и имеет следующие преимущества:
низкую стоимость сборочной оснастки и
расходуемых материалов;
соответствие прочности сварного соеди-
нения
прочности
наименее
прочного
металла в соединении;
предыдущая страница 43 Сварщик 2009 03 читать онлайн следующая страница 45 Сварщик 2009 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст