ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
отсутствие
термического
воздействия,
характерного для
сварки
плавлением,
и
следовательно, трещииообразования;
отсутствие
дефектов
формирования
и
структуры,
характерных
для
сварки
плавлением, таких как поры, непровары,
подрезы и шлаковые включения;
отсутствие
усадочных
укорочений
и
уменьшения диаметра посадочного места
шейки оси под роликовый подшипник.
Объектом
для
разработки
являлись
по-
врежденные резьбовые отверстия
М 20-6Н
шеек осей Р У 1 -Ш длиной
180 мм
(рис.
1).
Нанесение
восстановительного
покры-
тия
способом
сварки
взрывом
непосредст-
венно
на
остатки
поврежденной
резьбы
не
представляется
возможным,
поэтому
резь-
бовой
канал
растачивали
до
диаметра
20,4 мм. Для плакирования каналов диамет-
ром
10-25 мм использовали схему внутрен-
него плакирования со стержневым зарядом
(рис. 2).
Она
наиболее
технологична
в
ис-
полнении
и
проста
для
расчетов
режима
сварки
взрывом.
Взрывчатым
веществом
служила
смесь,
в
которой
базовым
компо-
нентом
является
аммонит
№ 6Ж В.
С ко-
рость детонации и, соответственно, скорость
точки контакта равна 3-3,5 км/с.
В
качестве
материала
плакирующей
втулки
была
выбрана
Ст.20.
Такой
выбор
обусловлен
тем,
что
при
сварке
взрывом
плакирующий элемент подвергается значи-
тельной
высокоскоростной
деформации
и
поэтому должен
быть достаточно
пластич-
ным.
Если
в
качестве
показателя
пластич-
ности
ориентироваться
на
относительное
удлинение при
растяжении 5, то оптималь-
ным для сварки взрывом является материал
с
5 > 25%.
В
данном
случае
применяли
за-
ряд
диаметром,
близким
к
критическому
(если
диаметр
заряда
ниже
критического,
то процесс распространения детонационной
волны
не
происходит).
Для
минимизации
энергии,
расходуемой
на
пластическую де-
формацию
зоны
соединения,
материал
втулки выбирали с высокими пластически-
ми
характеристиками,
принимая
во
внима-
ние, что химический состав втулки
и стали
оси нс должен иметь значительных отличий
во избежание возможности появления галь-
ванической
пары,
интенсификцирующей
коррозионные процессы.
В соответствии
с данными
сертификата
качества
выбранная
плакирующая
втулка
имеет
следующие
механические
свойства:
а в = 420.
..425М Па,
от = 274.
..286 М Па,
6 =
= 42.
..43%.
Как показали дальнейшие испы-
М20-6Н
СО
т
TJ-
+
СО
со
0130
Рис. 2. Схема внутреннего плакирования со стер-
жневым
зарядом:
1
— .плакируемая
труба;
2 —
плакирующая
труба;
3
заряд
взрывчатого
вещества
Рис. 1.
Схемати-
ческий
чертеж
шейки оси
тания, малая статическая прочность втулки
по сравнению с прочностью стали оси ком-
пенсируется достаточной конструкционной
прочностью
восстановленной
резьбы
от
нее требуется, прежде всего, устойчивость к
небольшим
по величине,
но многократным
нагрузкам,
имеющим
место
при
реальной
эксплуатации
осей.
Необходимо
отметить,
что при высокоскоростной деформации, ха-
рактерной для сварки взрывом, происходит
значительное
упрочнение
металла
втулки,
что положительно сказывается на обеспече-
нии
требуемой
конструкционной
прочнос-
ти резьбового соединения.
Толщина
стенки
плакирующей
втулки
была
выбрана
равной
2,5 мм.
При
выборе
ТОЛЩИ 11Ы
СТС1
\
ки
у ч иты вал и
следующие
факторы:
внутренний диаметр восстановленной по-
верхности должен быть не более 17,3 мм;
изношенное резьбовое отверстие следует
растачивать до диаметра 20,4 мм;
из-за
действия
высокого
импульса
дав-
ления
при
плакировании
происходит
расширение отверстия;
3(67) 2009 СВАРЩИК
предыдущая страница 44 Сварщик 2009 03 читать онлайн следующая страница 46 Сварщик 2009 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст