ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Восстанавливаемые отверстия
Шейка оси
Рис. 3. Схема
бандажиро-
вания шейки
оси
Рис. 4.
Макрошлиф
восстанов-
ленного
резьбового
отверстия
Бандажное
кольцо
Рис.
5.
Микроструктура
соединения
восстановительного
покрытия
(Ст. 20 вверху) и металла шейки оси, х20
в
результате
расширения
плакирующей
втулки в процессе метания она становит-
ся тоньше.
Для предотвращения значительного рас-
ширения
отверстия
в
процессе
взрывного
плакирования, а также существенного уве-
личения диаметра шейки оси использовали
ее бандажирование
(рис.З).
При
этом
диа-
метр шейки оси все же несколько превысил
ее
номинальное
значение
(на
0,1-0,Зм м ),
что потребовало ее последующей корректи-
ровочной обточки.
На
рис. 4
показано
сечение
восстанов-
ленного
резьбового
отверстия.
Ближе
ко
дну
канала
существует
непровар
длиной
5 мм, что характерно при сварке взрывом. В
соответствии с
рис.
1
резьбу необходимо на-
резать только длиной 45 мм, поэтому нали-
чие такого
непровара допустимо.
На
рис. 5
показана
микроструктура
соединения
стальной
шейки оси и восстановительной
втулки
вдоль оси
отверстия.
Граница зоны
соединения
имеет
волнообразную форму
и
характеризуется
достаточной
стабильнос-
тью,
что
свидетельствует
о
качественном
сварном соединении. Изменения структуры
металла вне зоны соединения не выявлено.
В
качестве
способа
оценки
механичес-
кой
прочности
и долговечности
восстанов-
ленной
резьбы
был
определен
метод испы-
тания на усталость. Соответствующая мето-
дика и стенд были разработаны специалис-
тами
ГП
«Украинский
научно-исследова-
тельский
институт вагоностроения». Схема
устройства
для
испытаний
показана
на
рис. 6.
Устройство обеспечивает проведение
испытаний
на
растяжение
одновременно
двух резьбовых отверстий
в следующем ре-
жиме: Ртах = 98,0 кН и Ртіп = 49,0 кН, часто-
та
нагружения
5 Гц.
Базовыми
образцами
для сравнения были шейки новых осей. Пе-
ред
испытаниями
проверяли
геометричес-
кие
характеристики
резьбовых
отверстий
М 20-6Н
с
помощью
резьбового
калибра
«проход»-«неироход».
Нагружению
под-
вергали лишь два первых витка резьбы (т. е.
болт закручивали на два витка), что ужесто-
чило испытания, так
как в реальной ситуа-
ции
эксплуатации
осей
болт
закручивают
минимум на шестнадцать витков.
Нагруже-
ние большего числа витков приводило к от-
рыву головок или резьбовой части болтов и
не давало возможности полноценно довести
резьбу в отверстии до разрушения.
Результаты
испытаний
на усталость об-
разцов новых шеек осей типа Р У 1- III и ше-
ек
с
восстановленными
резьбовыми
отвер-
3(67) 2009 СВАРЩИК
42
предыдущая страница 45 Сварщик 2009 03 читать онлайн следующая страница 47 Сварщик 2009 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст