\Л/ЕВ-СТРАНИЦЫ
Ученые разработали материал
с возможностью изменения цвета
Университет
штата
Иллинойс
специально
для
американской
армии
разработал
особый
матери-
ал, способный менять цвет при внешнем воздейст-
вии. За эту функцию от-
ветственно
специаль-
ное
вещество-эласто-
мер: по мере надавли-
вания
на материал
его
цвет становится снача-
ла оранжевым и затем
красным.
Когда давле-
ние прекращается, эла-
стомер
восстанавлива-
ет прежнюю окраску.
Новая технология должна найти применение во
многих военных приспособлениях, подвергающих-
ся
сильной
нагрузке,
которая
должна
отслежи-
ваться,
дабы
предотвратить
трагедию.
К
таким
приспособлениям
относятся
парашютные стропы,
скалолазные веревки и т. д.
I
МАЛА/. СуЬе&у/е. Ш
Создан самый прочный в мире
материал
Группе
американских
и
китайских
ученых
уда-
лось
получить
самый
прочный
на
сегодняшний
день
материал — специально
обработанный
лон-
сдейлит. Он оказался на 58% тверже алмаза.
Лонсдейлит представляет собой одну из аллот-
ропных модификаций углерода. Структура его кри-
сталлической
решетки
напоминает
структуру
ре-
шетки алмаза. За это данный материал даже полу-
чил второе имя — гексагональный алмаз. Отличие
заключается в том, что элементарная ячейка лон-
сдейлита содержит четыре атома, а ячейка алма-
за — восемь.
Ученым удалось объяснить необычайную проч-
ность лонсдейлита, создав модель, которая учиты-
вала так называемые
поперечные силы,
возника-
ющие в кристаллической решетке под давлением.
В результате удалось установить, что при
воздей-
ствии давлением сжатия
связи
между атомами
в
решетке
лонсдейлита
перестраиваются
особым
образом. При этом объем образца сохраняется, а
его твердость увеличивается.
Воздействуя
определенными
нагрузками
на
лонсдейлит,
исследователям
удалось
довести
твердость полученного материала до крайне высо-
ких значений. Оказалось, что обработанный обра-
зец ломается при давлении
152 ГПа (алмазы раз-
рушаются при давлении «всего» в 97 ГПа).
Исследователи
отмечают,
что
композитные
материалы на основе лонсдейлита представляют-
ся вполне реализуемыми, хотя и крайне сложными
в получении.
чмм.росігоЬпо祳. иа
Новое антикоррозийное покрытие
для судов
Ученые
представили
новую
разработку
но-
вый
материал
будет
защищать
корпуса
морских
судов.
Если
быть
абсолютно
точным,
то
удалось
создать
покрытие,
которое
способно
защитить
алюминиевый
сплав
от
микробной
коррозии
в
морской
воде.
Отчет об
исследовании
был
пред-
ставлен
на собрании
Общества Микробиологии
в
Харрогит (Великобритания).
Микробная
коррозия
металлов
в
море
пред-
ставляет собой большую проблему для безопасно-
сти, а также вызывает существенные финансовые
потери. Великобритании, к примеру, она обходится
в 3-4% ВВП.
В то же время существующие анти-
коррозийные покрытия
слишком дороги,
малоэф-
фективны и могут пагубно влиять на морских оби-
тателей.
В основном
микробная
коррозия
происходит в
результате
воздействия
на корпус сероводорода,
вырабатываемого
микроорганизмами
на
поверх-
ности.
Что
интересно,
бактерии,
способные
бо-
роться с этими микроорганизмами, встречаются в
природе.
Осталось
лишь
добавить
их
к
новому
покрытию.
Оказалось,
что
сделать
это
вполне
реально. Живые клетки «антикоррозийных» бакте-
рий
были
обнаружены
в
покрытии
даже
через
шесть недель плавания в морской воде. Кроме то-
го,
покрытие способно выдерживать температуру
до 90° С.
Лабораторные
и
полевые
исследования
пока-
зали,
что
содержащее
бактерии
покрытие
спо-
собно
эффективно
предотвращать
коррозию.
Во
всяком
случае,
эффективней
других
существую-
щих покрытий. Ученые предполагают, что этот эф-
фект объясняется
противомикробными
вещества-
ми, которые вырабатывают обездвиженные бакте-
рии,
но
требуются
дальнейшие
исследования.
В
ближайших планах ученых — провести более дли-
тельные
испытания
в
различных
морских
условиях.
www.iscience.ru
43
4(68)2009 СВАРЩИК
предыдущая страница 46 Сварщик 2009 04 читать онлайн следующая страница 48 Сварщик 2009 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст