ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
о п ы т
П.М. Корольков,
ООО «Нагрев» (Москва)
Подогрев при сварке трубопроводов являет ся технологичес-
кой операцией,
направленной
на улучш ение тепловых усло-
вий
свариваемого
соединения
с
целью
повышения
качества
сварки.
Различают
подогрев
для
сварки
предварительный
(до
начала
сварки),
сопутствующий,
который
проводится
при
перерыве
в
процессе
сварки,
межслойный
(при
много-
слойной сварке подогрев проводят после сварки какого-либо
слоя шва при его остывании ниже нормативной т емперат у-
ры ). В отдельных случаях (при сварке толстостенных кон-
струкций,
при
отрицательной
температуре окружающего
воздуха) подогрев проводят в течение всего процесса сварки,
который может длиться десятки часов.
В задачу подогрева для сварки входит:
осушка свариваемого соединения;
облегчение процесса получения равномер-
ного нагрева свариваемого соединения;
создание
в
свариваемом
соединении
за-
паса
теплоты
для
предупреждения
его
быстрого охлаждения в процессе сварки,
что особенно важно при сварке закалива-
ющихся теплоустойчивых сталей и всех
видов углеродистых марок сталей;
снижение уровня
напряжений,
получае-
мых при сварке;
улучшение пластических свойств выпол-
няемого сварного соединения.
Необходимость
проведения
подогрева
для
сварки
определяют
научно-исследова-
тельские организации в результате проведе-
ния
опытных
работ
и
указывают
в
норма-
тивно-технических
документах
(НТД):
от-
раслевых стандартах (ОС), основных поло-
жениях
(ОП),
руководящих
документах
(РД) и др.
Температура
подогрева
для
сварки
обычно
невелика:
для
теплоустойчивых
сталей
типа
12Х1МФ,
15X1 МНР
и
др.
не
выше 300-350°С, для конструкционных уг-
леродистых
и
низколегированных
кремне-
марганцевых сталей марок 20, 09Г2С,
15ГС
и др. —
не более 100-150°С.
Эти
НТД
устанавливают только основ-
ные
требования
к
выполнению
подогрева,
главным
из
которых является обеспечение
равномерности нагрева по окружности сва-
риваемого
соединения
и
по
длине
труб
5(69) 2009 СВАРЩИК
(обычно не менее 75 мм от кромки сварива-
емого соединения).
Как
правило,
сварные
соединения
труб
имеют
простую
форму
и
чаще
всего
пред-
ставляют
собой
так
называемые
«прямые
стыки»
(соединение
«встык»
трубы
с
тру-
бой),
подогрев
которых для сварки труб не
должен
представлять
больших
трудностей.
Для
подогрева свариваемых труб с
неболь-
шой толщиной стенки (менее 18 мм) обычно
применяют
газопламенный нагрев от коль-
цевых пропановых горелок. Однако этот ме-
тод
не
обеспечивает
необходимую
равно-
мерность
нагрева,
загрязняет
свариваемые
кромки
труб,
при
сварке
ответственных
сварных соединений его применяют редко.
Обычно подогрев для сварки выполняют
теми
же
средствами
(электронагревате-
лями),
которые
применяют для
последую-
щей
местной термообработки, если
се
про-
ведение
предполагается
по
нормативным
требованиям.
Таким
образом,
выполнение
подогрева для
сварки,
как
правило,
не
вы-
зывает
больших
трудностей
и
не
требует
специального
и
дорогостоящего,
сложного
оборудования.
На
тепловых
электростанциях
(ТЭС)
при подогреве для сварки обычно использу-
ют
индукторы
токов
промышленной
50 Гц
или средней частоты 2500 Гц, а также элек-
тронагреватели
КЭН,
на атомных электро-
станциях (АЭС) чаще всего индукторы то-
ков
средней
частоты
2500 Гц,
на
общепро-
мышленных
предприятиях
(нефтехимии
и
нефтепереработки, химии, технологических
трубопроводах и др.) —
электронагреватели
сопротивления типа гибких матов или элек-
тронагреватели КЭН [1-4).
Магистральный
газопровод
«Северный
поток»
(трубы из углеродистой стали: диа-
метр трубы 1200 мм, толщина стенки 41 мм),
рассчитанный на давление 22,0 МПа, будет
строиться по коду США ASME В 31.8-2003
«Магистральные
газопроводы
и
распреде-
лительные
трубные
системы».
Подогрев
для сварки согласно этому НТД допускается
проводить различными методами нагрева —
предыдущая страница 11 Сварщик 2009 05 читать онлайн следующая страница 13 Сварщик 2009 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст