«
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
опыт
&
\1Г
%
Электродинамическая
обработка
сварных соединений
судокорпусных
конструкций
из сплава АМГ6
Л. М. Лобанов,
акад. НАН Украины,
Н. А. Пащин,
канд. техн. наук,
В. П. Логинов,
Институт электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины
Одной из причин снижения работоспособности сварных су-
довых
конструкции
являются
остаточные
сварочные
на-
пряжения в сварных соединениях, отрицательно влияющие
на
прочность
при
циклических
нагрузках,
коррозионную
стойкость и служебные характеристики корпусов. Это вы-
зывает необходимость разработки способов регулирования
напряженного состояния сварных соединении с учетом спе-
цифики судокорпусной архитектуры. К этим особенностям
следует отнести ограниченность доступа к сварным соеди-
нениям в судовых отсеках, особенно на участках с пересече-
нием продольного и поперечного набора, насыщенность кор-
пусов сварными соединениями различного пространственно-
го положения, расположение рядом с соединениями кабель-
ных магистралей и трубопроводов из резины и пластика.
6(70) 2009 СВАРЩИК
Перечисленные
особенности
диктуют
выбор
способа
обработки
конструкций,
обеспечивающего удобный доступ рабочего
инструмента
к
сварным
соединениям
во
всех
пространствейных
положениях.
При
этом
термо-
или
виброобработка
нежела-
тельны,
так
как
это
может
привести
к
по-
вреждению
трубопроводной
аппаратуры
и
кабельных магистралей, а нагрев металла
в
замкнутых
объемах
судовых
отсеков
ухуд-
шает условия
работы
персонала.
Кроме то-
го, термообработка
корпусов из алюминие-
вых сплавов из-за их высокой теплопровод-
ности является малоэффективной.
Установлено,
что
воздействие
токовых
импульсов на образцы
металлов и сплавов,
предварительно
нагруженные
до
предела
упругости,
приводит
к
релаксации
их
на-
пряженного состояния.
В сварных соедине-
ниях имеют место напряжения растяжения,
близкие
к
пределу
текучести
материала,
и
его обработка импульсами тока может при-
водить к снижению уровня остаточного на-
пряжения в металлах шва и зоны термичес-
кого влияния.
Одним из методов токового воздействия
на металлы и сплавы является электродина-
мическая
обработка
(Э Д О ),
основанная
на
инициировании
в
материале
электродина-
6
мических
сил,
возникающих
при
переход-
ных
процессах,
сопровождающих
прохож-
дение
в
материале
разряда
тока.
При
сум-
мировании
электродинамических сил
с
ос-
таточными
напряжениями
сварных
соеди-
нений
обрабатываемой
конструкции
в
ней
формируются
местные
пластические
де-
формации, приводящие к снижению общего
уровня напряжений.
Преимущество
Э Д О
состоит
в
мобиль-
ности и компактности используемого обору-
дования,
что
позволяет
применять
данный
метод для обработки сварных соединений в
корпусных
конструкциях
с
ограниченным
доступом, к которым относятся судовые от-
секи
и
другие
тонкостенные
конструкции
оболочечного типа. Оборудование для Э Д О
отличается малой энергоемкостью, а приме-
няемая элементная база обеспечивает такие
рабочие
параметры,
как
ток
импульса
/пмп< 1 0 к А
и
напряжение
бг|1МП< З к В .
При
Э Д О
сварных
стыковых
соединений
из
алюминиевых
сплавов
АМ г5
и
АМ гб
сни-
жение
уровня
остаточных
сварочных
на-
пряжений
достигало
50-60%
от
первона-
чального. Перечисленные особенности Э Д О
позволили
применить
данный
способ
для
обработки
сварных
соединений
корпусов
маломерных
судов
с
целью
продления
их
эксплуатационного
ресурса
за
счет
сниже-
ния уровня остаточных напряжений.
На
современном
этапе
развития
мало-
мерного судостроения
в
Украине все более
широкую
популярность
приобретает
класс
трейлерных
катеров
различного
назначе-
ния, размеров и скоростных характеристик.
Особенностью
является
их
высокая
мо-
бильность транспортировки по суше к мес-
ту
эксплуатации
на
специализированной
трейлерной тележке, что исключает необхо-
димость отстоя судов на дорогостоящих ре-
монтно-опорных
пунктах.
В
последние
го-
ды в Украине наблюдается смена приорите-
тов в малом судостроении в сторону увели-
предыдущая страница 9 Сварщик 2009 06 читать онлайн следующая страница 11 Сварщик 2009 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст