ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
опыт
чения
объемов
производства
трейлерных
катеров
при
сокращении
количества
изго-
товления
крупнотоннажных моторных яхт.
В
то
же
время
отечественные
технологии
изготовления
корпусов
этих
катеров
нахо-
дятся в стадии развития, что приводит к не-
достаткам при проектировании и производ-
стве
конструкций.
Современное
судокор-
пусное
производство
трейлерных
катеров
базируется
на
технологиях
формирования
корпусов
из
стеклопластика
и
сварки
из
алюминиево-магниевых
сплавов
(реже
из
малоуглеродистой
стали).
К
недостаткам
корпусов из стеклопластика следует отнес-
ти его большую массу (на 25-30% ) при рав-
ной
прочности
с
алюминиевыми,
высокую
трудоемкость
изготовления,
длительный
цикл
формовки
корпуса
в
матрице
и
про-
блемы обеспечения экологической безопас-
ности производства.
Следует
отметить,
что
производство
сварных
корпусов
трейлерных
катеров
из
алюминиевых сплавов достаточно легко ор-
ганизовать, это не требует значительных ра-
бочих площадей и громоздкого специализи-
рованного технологического оборудования.
При
малой
трудоемкости
изготовления
сварные
корпуса
менее
дорогостоящи
по
сравнению
с
пластиковыми
(на
30-40% ),
что
определяет
современные
тенденции
развития малого судостроения на Украине.
В то же
время
опыт эксплуатации
кате-
ров с
корпусами
из алюминиевых сплавов,
которые были сварены без учета негативно-
го
воздействия
остаточных
напряжений
на
сварные
соединения,
показал
малый
экс-
плуатационный
ресурс
сварной
конструк-
ции.
Сварные
корпуса,
изготовленные
из
алюминиево-магниевого
сплава
марки
АМ гб,
имели
длину
и
ширину
соответст-
венно 8 и 3 м при высоте борта до 1,2 м. Тра-
диционно толщина
металла днища,
кормо-
вого
усиления
под
двигатель
(транца)
и
других
ответственных
элементов
сварной
конструкции
корпуса равнялась 5
мм, бор-
тов и надстройки — 4 мм. Но необходимость
минимизации весовых характеристик кате-
ров,
связанная
с
их
транспортировкой
по
суше,
привела
к
значительному
снижению
толщины листовых заготовок. Так, толщина
поясов днища и бортов, а также надстройки
составила
3 -4 мм,
в
месте
усиления
под
двигатель — до 5 мм. При этом уменьшение
толщины компенсировалось усилением же-
сткости
силового
набора.
Эти
изменения
конструкции
позволили
уменьшить
массу
корпуса до 30%
по сравнению со стандарт-
ным.
Привальный
брус
3,
киль-балка
4
и
скулы
6 (рис.
1)
были
изготовлены
из алю-
миниевого
профиля
трубчатого
сечения,
что повысило продольную жесткость конст-
рукции.
Поперечная жесткость носовой ча-
сти задается вертикальной стойкой 5 оваль-
ного сечения,
располагаемой
между
палуб-
ным усилением под носовую лебедку и ({юр-
штевнем.
Продольную жесткость кормовой
части корпуса обеспечивают две наклонные
(45°)
сварные
стойки
1
круглого
сечения,
соединяющие транец с палубным настилом.
Стрингерный набор поясов днища и бортов
соединяется с транцем посредством книц
2,
которые
применяли
также
для
усиления
шпангоутов в зоне палубного настила.
Конструктивные особенности судна поз-
волили
получить
значения
продольных
прогибов
вдоль
килевой
балки
в
пределах
2 -3 мм, но по всей поверхности
корпуса на
участках
пересечения
продольного
и
попе-
речного
наборов
имели
место
локальные
бухтины
глубиной до 3 мм.
При этом
нера-
циональная
последовательность
выполне-
ния сварных соединений
в сочетании
с
ма-
лыми толщинами корпуса привели к потере
служебных
характеристик
конструкции.
При эксплуатация катера в течение двух лет
выявлены
характерные
разрушения
свар-
ных
швов
в
виде
холодных
трещин,
несо-
вместимые с дальнейшей эксплуатацией су-
дов.
Наиболее
часто дефекты
наблюдали
в
швах усиления
кормы
(шов № 1), а также в
сварных соединениях носовых и
кормовых
стоек (швы № 2,3). Анализ условий эксплу-
атации судов позволил заключить, что при-
чиной
разрушений
послужили
вибрацион-
ные
и
ударные
нагрузки,
характерные
для
движения судна в штатном режиме.
Для устранения
повреждений
применя-
ли технологию ремонта, включавшую меха-
ническую разделку трещин с
последующей
их
заваркой
неплавящимся
электродом.
Рис. 1.
Сварная
конструкция
катера из
сплава АМгб
(№1-3 —
сварные
соединения)
Г
6(70)2009 СВАРЩИК
предыдущая страница 10 Сварщик 2009 06 читать онлайн следующая страница 12 Сварщик 2009 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст