ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ опы т
Рис. 2.
Разрушение
сварных
соединений
корпуса
катера
При этом уровень остаточных
напряжений
в
сварных
соединениях
восстановленных
сваркой
элементах
значительно
возрастал.
Это приводило к перенапряжению корпуса,
следствием чего являлось разрушение отре-
монтированных сварных соединений
в 50%
случаев
непосредственно
при
остывании,
в
остальных
на
первых
100
км
эксплуата-
ции. Повторная ремонтная сварка не допус-
калась, так как приводила к значительному
перегреву металла, сопровождавшемуся по-
терей
механических
свойств
соединения.
Для
устранения
разрушений
вырезали
по-
врежденный
конструктивный
элемент
и
вваривали новую деталь, что вызывало фор-
мирование на отремонтированных участках
шва значительных по величине остаточных
напряжений. В технологии ремонта предус-
мотрели
мероприятия
по
регулированию
остаточных напряжений в отремонтирован-
ных элементах корпусов с учетом особенно-
стей конструкции, таким как большое коли-
чество
тонкостенных
сварных
элементов,
отсеков с ограниченным доступом, развитая
сеть кабельных
магистралей
и трубопрово-
3
Рис. 3. Электродинамическая обработка сварных соединений
стоек подкрепления корпуса
6(70) 2009 СВАРЩИК
дов, большие площади
внутреннего
покры-
тия
отсеков
отделочными
материалами.
Эти
особенности
ограничивают
выбор
ме-
тодов регулирования
остаточных
напряже-
ний в сварном корпусе катера.
Применение локальной термообработки
сварных
соединений
с
целью
снятия
оста-
точных напряжений при ограниченной оби-
таемости отсеков катера (с учетом высокой
теплопроводности сплавов алюминия) при-
знано
неэффективным,
так
как
это
приво-
дит
к
повреждению
элементов
покрытия.
Использование
ударной
вибрационной
об-
работки
могло
привести
к
повреждению
тонкостенных элементов катера.
С учетом
конструктивных особенностей
корпуса был предложен метод ЭД О , приме-
нение
которого
обеспечивало
удобство
до-
ступа рабочего инструмента к сварным кон-
струкциям
в
ограниченных
объемах
судо-
вых
отсеков.
С
учетом
результатов
прове-
денных
экспериментов
по
электродинами-
ческой
обработке
образцов
продольных
и
кольцевых
стыков
разработаны
технологи-
ческие рекомендации
но импульсной обра-
ботке
сварных
соединений
конструкций
корпусов судов.
Проводили
ремонт
семи
сварных
судо-
вых
корпусов.
Ремонтные
мероприятия
включали
определение
местонахождения
разрушений
сварных
соединений
элемен-
тов
обшивки
и
силового
набора,
разделку
дефектных
участков
швов
и
выполнение
ручной сварки неплавящимся электродом в
среде аргона.
Анализ
сварных
соединений
корпусов
показал,
что дефектные
участки
локализо-
ваны
в носу и
корме.
При этом
швы стрин-
герного
набора,
равномерно
распределен-
ные по всей длине изделия, практически не
были
разрушены.
Основными
поврежден-
ными
элементами
являлись
отремонтиро-
ванные стойки
носового и кормового креп-
лений палубного настила, а так же усиление
кормы.
При
взаимодействии
ударных
на-
грузок, действующих на носовую часть кор-
пуса
при
движении
в
режиме
глиссирова-
ния,
с
остаточными
напряжениями
в отре-
монтированных сварных соединениях в них
возникают трещины, несовместимые с даль-
нейшей
эксплуатацией
судна.
В
кормовой
части основным негативным фактором, оп-
ределяющим
разрушения
конструкции, яв-
ляются
вибрационные нагрузки, связанные
с работой двигателя.
После
проведения
ремонтной
сварки
в
местах
расположения
швов
выполняли
предыдущая страница 11 Сварщик 2009 06 читать онлайн следующая страница 13 Сварщик 2009 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст