ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ опы т
Легкие сварные
газовые баллоны
для
автотранспорта
М. М. Савицкий, А. С. Письменный,
доктора техн. наук,
С. И. Притула,
Институт электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины
Применение природного газа в качестве моторного топлива
позволяет получить значительный экономический и экологи-
ческий эффект.
Стоимость перевозок снижается вдвое, а в
выхлопных газах на 4 0 -6 0 % уменьшается содержание окси-
дов углерода и азота, а также ароматических углеводородов.
Для перевода современных автомобилей
на природный газ, их необходимо оснастить
до иол
11
ител ы I ы ми
за
11
равоч
11
ы м и
ем костя -
ми
баллонами
высокого давления.
А так
как основным потребителем баллонов будет
малотоннажный транспорт, они должны быть
достаточно легкими.
Массовое производст-
во таких баллонов в Украине отсутствует.
В
И Э С
им. Е. О. Патона
разработаны
конструкция,
оборудование
и
технология
производства,
позволяющие
выпускать
ма-
лыми
и большими сериями баллоны с мас-
согабаритным
показателем
(отношение
массы к полезному объему) М /У=0,65 кг/л,
предназначенные для
работы
под давлени-
ем
19,6 М Па.
Баллоны
прошли
необходи-
мые испытания и пользуются спросом.
Рост цен на нефтяные моторные топлива
вынуждает владельцев автотракторной тех-
Рис. 1. Заготовки и корпусы сварного баллона: а — заготовки обе-
чаек и днищ; б — 'макрошлиф сварного шва; в — корпусы баллона
после сварки и термообработки
ники
искать
новые
источники
энергоноси-
телей.
Наиболее
реальным
решением
этой
проблемы является
использование природ-
ного газа, прогнозируемые запасы
которого
существенно превосходят запасы нефти.
В
настоящее
время
в
мире около 9
млн.
зарегистрированных
автотранспортных
средств
могут
работать
на
бензине
и/или
природном
газе.
В
Украине,
по данным
Га-
зовой
Ассоциации,
их
количество
прибли-
жается
к
500 000 ед.,
а
заправочных
стан-
ций
к
300 шт.
Причем
проектные
мощ-
ности
последних
позволяют увеличить
ко-
личество заправок
в
1,5-2,0
раза.
Но укра-
инская
промышленность
пока
не
может
обеспечить
всех
желающих
заправочными
емкостями
баллонами
высокого
давле-
ния, которыми следует дооборудовать авто-
мобили для заправки
газом.
В то же время
спрос на них растет по мере увеличения цен
на бензин и солярку, так как стоимость газа
на 50-60%
ниже стоимости
жидких
нефте-
продуктов.
В Украине разработана конструкция бал-
лонов из углеродистой или низколегирован-
ной
стали
с
показателем
М /У =
1,8.
..2.0 кг/л
и облегченных баллонов — монометалличе-
ские из высокопрочной стали или из низко-
легированной
стали,
упрочненные
стекло-
волокном (Л//У=0,8.
..1,2 кг/л).
Облегченные
монометаллические
бал-
лоны
изготовляют
из
бесшовной
высоко-
прочной
трубы,
которую
на
имеющемся
оборудовании
сложно
получить.
Поэтому
организовать
массовое
производство таких
баллонов невозможно.
Облегченные
баллоны,
разработанные
И Э С и И Мех Н А Н Украины, представляют
собой
комбинированную
конструкцию:
корпуса изготавливают из листового прока-
та
с
применением
сварки,
прямошовную
трубу
соединяют
кольцевыми
швами
с
по-
луэллиптическими
днищами,
а
затем
всю
конструкцию
упрочняют
композиционной
оболочкой
типа
«кокон».
Запас
прочности
баллонов превышает 2,6, а долговечность —
более 15 тыс. заправок.
6(70)2009 СВАРЩ ИК*«
предыдущая страница 13 Сварщик 2009 06 читать онлайн следующая страница 15 Сварщик 2009 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст