4
3
Рис. 8. Гибридные клее-механические соединения: а — соединение
полыми заклепками; б — клинч-соединение; в — точечное сварное
соединение
(1
полая
заклепка;
2 —
соединяемые
листы;
3 —
прослойка клея; 4 — сварная точка)
прямоугольную форму; соединяемые листы
просекают насквозь но трем сторонам пуан-
сона
до
контакта
с
матрицей-наковальней,
где
просечка
отгибается
и
осаживается
(рис.
7,
а).
Такое
соединение
при
его
про-
стоте
имеет
все же ограниченное
примене-
ние, так как оно не герметично
и
пригодно
для соединения однородных или разнород-
ных материалов только с хорошей пластич-
ностью и малой толщиной.
Принцип
формирования
механического
соединения
с
применением
полой
трубча-
той заклепки
(процесс Б Р Я ) состоит в сле-
дующем: соединяемые листы или детали ус-
танавливают в штамп (переносной или ста-
ционарный),
фиксируют
прижимным
уст-
ройством,
а
затем
пуансоном
в
верхний
лист
вдавливается
специальная
полая
за-
клейка.
Нижний
лист
остается
непроши-
тым, а часть металла соединяемых листов и
заклепки со стороны
матрицы образует ци-
линдрический
выступ
(рис. 7,
б).
Длитель-
ность одной операции
по соединению с за-
клепкой
1 с.
При
таком
соединении
не
разрушается
защитное
покрытие
листов
(цинковое,
хромированное,
лаковое
и
др.).
Плоскую
наружную
головку
заклепки
об-
жимают заподлицо.
В зависимости от типа
соединяемых
материалов
и
их
толщины
применяют выпускаемые серийно полые за-
клепки
различного
типоразмера,
обычно
патентуемые фирмами, их производящими,
6(70)2009 СВАРЩИК
например,
широко
известные
заклепки
Преимущества
клинчерных
и
клепаных
соединений тонкого металла заключаются в
отсутствии
деформаций,
низкой
энерго-
ёмкости
и
возможности
соединения
разно-
родных материалов, в том числе с покрыти-
ем.
Области применения таких соединений
тонколистовой
стали
и
сплавов
алюми-
ния — это автомобилестроение, легкие стро-
ительные
конструкции,
вагоностроение,
вентиляционные системы, электромашино-
строение,
производство
бытовой
техники
и др.
В
отдельных
случаях
такие
соедине-
ния удачно заменяют контактную точечную
сварку.
Неразъемные
соединения
конструкци-
онных материалов малых и средних толщин
на
основе
применения
клеев
получили
до-
статочно широкое применение в авиа- и ав-
томобилестроении, в производстве бытовой
техники,
легких
конструкций
и
т.н.
Пре-
имущество клееных соединений заключает-
ся
в
двухмерном
перераспределении
на-
грузки, отсутствии
термического
воздейст-
вия,
а
следовательно,
и
деформаций,
воз-
можность
соединения
разнородных
и
раз-
нотолщинных
материалов,
герметичность
нахлесточного
соединения.
Серийный
ры-
нок сегодня предлагает большую гамму кле-
ев
различного
назначения
и
специальные
роботы для нанесения клеевых композиций
на соединяемые детали и листы.
Процесс
склеивания
нахлесточных
со-
единений удачно сочетается с такими меха-
ническими процессами, как клинчерное или
заклепочное соединение штамповкой,
и
об-
разует класс
гибридных
неразъемных
клее-
механических
соединений
(рис. 8).
Проме-
%
жуточное
положение
занимают
клее-свар-
ные соединения,
выполненные
контактной
точечной
сваркой
(см. рис. 8).
Гибридные
клее-механические
и
клее-сварные
нахлес-
точные соединения
тонколистовой
стали
и
сплавов алюминия разной толщины и с раз-
личными
покрытиями
находят
все
более
широкое применение в авиа- и автомобиле-
строении,
в производстве изделий бытовой
техники
и
вентиляционных систем,
в
изго-
товлении легких сварных конструкций в су-
достроении
и
строительстве
и др.
Отличи-
тельные
особенности
и
технологические
возможности
гибридных
клее-механичес-
ких
соединений
сформировали
и
новые
подходы
к
проектированию
узлов
и
изде-
лий
из
тонколистового
металла,
металла
с
покрытиями и разнородных их сочетаний.
предыдущая страница 33 Сварщик 2009 06 читать онлайн следующая страница 35 Сварщик 2009 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст