ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
о п ы т
наченнои для проведения электрических из-
мерений, закрывали графитовыми пробками.
Установлено,
что
увеличение
толщины
напыленного слоя от 0,2 до 0,9 мм повышает
прочность сцепления покрытия с основой с-
4.7 до 8,0
МПа
при
Яа=
16,6
мкм
и
с 4,4 до
4.8 МПа при
Иа=
9,3 мкм
(рис.
1).
Это объяс-
няется
увеличением
фактической
контакт-
ной
поверхности
подложки
при
большем
размере дроби и возрастанием когезионной
прочности напыляемого материала.
При небольшой толщине покрытия (0,3—
0,4 мм) разрушение происходит, в основном,
по напыленному материалу, а при больших
толщинах —
по границе соединения алюми-
ний-медь, что связано, по-видимому, с рос-
том термических напряжений в этой зоне.
Контактное
сопротивление
соединения
напыляемых
образцов
с
медной
шиной!
определяли по методу падения напряжения
(рис. 2),
суть которого заключается в следую-
щем: контактное падение напряжения изме-
ряется па постоянном токе при номинальном
значении для соединяемых участков шин.
Напыленную
алюминиевую
пластину
1
крепили
четырьмя
болтами
2
к
медной
пластине
3
толщиной
6 мм
и
размером
50x450 мм. Болты подключали к источнику
постоянного
тока,
величину
которого
под-
держивали
равной
5 А.
Падение
напряже-
ния измеряли с помощью милливольтметра
М2031/1
но ГОСТ 7324-80 на участке А-Б
длиной
145 мм
и
сравнивали
с таковым
на
участке Б-В такой же длины. При этом ис-
следовали,
как
изменяется
контактное
со-
противление поверхности после напыления
и
после
механической
обработки
с
помо-
щью абразивного круга.
Установлено, что в обоих случаях с уве-
личением толщины
напыленного слоя кон-
тактное
сопротивление
снижается,
особен-
но на образцах с необработанной поверхно-
стью
(рис.З),
хотя
после
механической об-
работки
поверхности
снижение контактно-
го сопротивления несущественно.
В свою очередь механическая обработка
напыленного
слоя
позволяет
значительно
снизить
контактное
сопротивление за
счет
увеличения
фактической
площади
контак-
тирующих поверхностей.
В соответствии с ГОСТ 10434-82 началь-
ное сопротивление контактного соединения
шин должно быть от 4 до 80 мкОм, а при не-
посредственном болтовом соединении алю-
миниевой и медной шин —
200 мкОм.
В
процессе
эксплуатации
возможно
ос-
лабление болтовых соединений, вследствие
Рис.
1.
Зависимость
прочности
сцепления
покрытия
с основой
от толщины
напыленного
слоя и шеро-
ховатости
поверхности
( 1 -
Ба=16,6 мкм,
2
13а=9,3 мкм)
Рис. 2.
Принципиаль-
ная схема
стенда для
измерения
контактного
сопротив-
ления
Рис. 3.
Зависимость
начального
сопротивления
контактного
соединения
от толщины
и степени
обработки
поверхности
напыленного
слоя (1
до обработки
напыленного
слоя,
2 — после
обработки
напыленного
слоя)
чего допускается рост падения
напряжения
не
более
чем
в
1,5-1,8
раз,
после
чего
оно
подлежит ревизии.
Данная технология напыления алюмини-
евых кабельных наконечников и шин медыо
для шкафов управления внедрена на предпри-
ятиях горно-металлургических комплексов
Украины, России и Прибалтики.
#1051
3(73)2010 СВАРЩИК
предыдущая страница 18 Сварщик 2010 03 читать онлайн следующая страница 20 Сварщик 2010 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст