СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ
Из
и сто р и и
та н ко с тр о е н и я
Т.П.
Мороз,
ИЭС им. Е. О.
Патона НАН Украины
а*
Е
Проект
первой
боевой
паровой
гусеничной
маш ины
создал в
1874 г. ф ранцузский инж енер Э. Буйэн. М а -
ш ина предст авлявляла собой бронированный поезд с
экипаж ем 200 человек,
12 пуш ками и 4 пулемет ами, и
передвигалась по рельсам. Расчетную скорость 10 км /ч
обеспечивала паровая м аш ина мощ ностью 40 л.с.
В 1913 г. российский инженер Иван Дмитриевич
Менделеев
представил
расчет
деталей
и
чертежи
проекта оригинальной
русской бронированной гу-
сеничной машины. Для начала XX в. его проект был
фантастическим. Отдельные конструктивные реше-
ния только спустя многие годы были использованы
в отечественном и зарубежном танкостроении.
Проект И.Д. Менделеева предусматривал:
оригинальную компоновку машины с пневмати-
ческой подвеской;
возможность «посадки на
грунт» машины
во время
стрельбы
для
обеспече-
ния большей устойчивос-
ти и меньшей ее уязвимо-
сти при артобстреле;
механизированное
вы-
полнение орудийных вы-
стрелов;
облегченное
управление
танком.
В 1914 г. мастер Рижско-
го машиностроительного за-
вода А.А.
Пороховщиков представил
военному ве-
домству
макет
своей
боевой
гусеничной
машины
«Вездеход».
Им
были
реализованы
оригинальные
решения по вооружению машины, защите экипажа,
проходимости
и
маневренности.
Первый опытный
танк «Вездеход», собранный в Риге в мае 1915 г., —
это легкий одногусеничный танк с броней, защища-
ющей от пуль, оснащенный пулеметом. На испыта-
ниях в июне 1915 г. танк А.А. Пороховщикова про-
демонстрировал скорость 25 верст в час, что значи-
тельно
превышало
аналогичные
показатели
анг-
лийских и французских танков. После доводки ско-
рость машины достигла 40 верст в час. Однако вви-
ду отсутствия отработанных отечественных техно-
логий производства, необходимого оборудования и
материалов
российское
военное
ведомство
откло-
нило проекты отечественных танкостроителей. -
В
1915
г.
английский
инженер
Тритон
на
базе
трактора «Холт» создал и испытал боевую машину,
названную «Маленький Вилл». В 1916 г. он создает
танк «Большой Вилли» (экипаж 4 человека), кото-
рый мог преодолевать стены
и
насыпи
высотой до
1,8 м и окопы шириной до 3,6 м.
Если
первые танки
не обладали
необходимыми
боевыми и техническими качествами, имели слабое
вооружение и применялись лишь для психологиче-
ского устрашения, то в ходе боевых операций пер-
вой мировой войны у англичан и французов одно-
временно родилась идея о том, что танки способны
переломить ход затянувшейся позиционной войны.
Начатая в
1916 г.
программа создания легких тан-
ков завершилась созданием самого распространен-
ного —
«Рено»
{рис.
1).
Французские танки «Шней-
дер» и «Сен-Шамон», задуманные как тяжелые мо-
бильные артиллерийские
платформы,
были
плохо
приспособлены для пересечения траншей, а потому
понесли
тяжелые
потери
в
ходе боев с немцами.
Впервые в бою танки бы-
ли
применены
англичанами
15
сентября
1916
г.
на
реке
Сомме. Из 32 танков только
18 участвовали
в бою, а ос-
тальные
из-за
неисправнос-
тей застряли в болоте.
В
Советской
России
к
выпуску
бронемашин
на
базе
французского
танка
#
«Рено» приступили в 1920 г.
на
Нижегородском
заводе
«Красное Сормово». В 1927 г. работы в области тан-
костроения начались и в Украине. Главное управле-
ние военной промышленности СССР поручило сво-
ему головному предприятию ХПЗ разработку кон-
струкции
отечественных танков
и
организацию
их
производства.
Конструкторскую
группу
возглавил
молодой инженер-конструктор И.Н. Алексеенко.
Параллельно
с
работами
отечественных танко-
строителей
У ММ
РККА заключило соглашение с
американским конструктором У. Кристи на приоб-
ретение двух танков М1931
с технологической до-
кументацией
и правом их изготовления, на основе
которых к концу 1931 г. ХПЗ изготовил три образца
нового легкого танка под индексом БТ-2. Колесно-
гусеничная
быстроходная
машина
БТ-2
после
су-
щественных
конструкторско-технологических
до-
работок и изменений послужила прообразом леген-
дарной «тридцатьчетверки» (Т-34).
В марте 1936 г. Наркомат тяжелой промышлен-
ности принял решение о создании боевого танка с
4
3
^
4(74)2010 СВАРЩ И КК
предыдущая страница 46 Сварщик 2010 04 читать онлайн следующая страница 48 Сварщик 2010 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст