СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ
более
сильной
броневой
защитой
от
огня
мелко-
калиберной противотанковой артиллерии. Накану-
не нового 1937 г. к исполнению служебных обязан-
ностей главного конструктора танкового КБ Харь-
ковского
завода
№183
(при
ХПЗ)
приступил
М. И. Кошкин, ближайшими помощниками которо-
го стали А.А. Морозов и
Н.А. Кучеренко. С апреля
1937 г.
на заводе под руководством
М.И. Кошкина
начались работы по созданию нового танка. В фев-
рале
1940
г.
на
полигоне
под Харьковом
начались
испытания двух опытных танков Т-34, а вскоре —
их серийное производство.
В
декабре
1940
г.
было
принято Постановление СНК
СССР и ВКП(б) «О внедре-
нии скоростной автосварки»
и принято решение о коман-
дировании
Е. О. Патона ' на
танковый завод в Харьков.
Академик ВУАН Е.О.Па-
тон
предложил
изготовить
установки для автоматичес-
кой сварки броневых листов
корпуса танка. Изготовление
сварочной установки заняло
короткий
срок,
испытания
прошли успешно. Внедрение
установки
позволило
харь-
ковчанам к началу мая 1941 г.
изготовить 525 танков Т-34.
Тогда
же
за
разработку
ме-
тода
и
аппаратуры
скорост-
ной
автоматической
сварки
Евгению
Оскаровичу
Пато-
ну была
присвоена
Сталин-
ская премия первой степени.
Танк
Т-34
единствен-
ный
танк
в
истории
второй
мировой войны, который не
устарел и сохранил все свои
боевые
качества
(рис
. 2).
В
1945 г., отмечая лучшее ору-
жие
второй
мировой
вой-
ны —
английские пушки, не-
мецкий самолет «Мессершмитт» и российский танк
Т-34, —
У. Черчилль сказал, что если относительно
первых двух ему ясно, как это сделано, то с треть-
им —
непонятно, как появился этот танк.
С начала войны прибывшие в Нижний Тагил 37
патоновцев все свои силы направили на внедрение
в
производство
военной
техники
автоматической
скоростной сварки под флюсом (АСС), продолжая
плодотворное сотрудничество с Харьковскими тан-
костроителями. Первый танк Т-34 из узлов и дета-
лей, изготовленных еще в Харькове, вышел из ворот
завода 8 декабря
1941
г., и
в действующую армию
Рис. 3. Легкий танк
«Panzer I»
9 мая 1945 г. из ворот Нижнетагильского танкового
завода вышел танк Т-34 под заводским номером 35000.
Появившиеся в 1943 г. в гитлеровской армии но-
вые танки «Тигр» и «Пантера» с усиленным брони-
рованием в большинстве случаев не пробивались 76-
миллиметровыми снарядами танка Т-34, вследствие
чего советские танкостроители в предельно сжатые
сроки,
до
конца
1943
г.,
установили
на танк
Т-34
пушку калибром 85 мм, сравнявшую огневую мощь
наших и немецких танков. Для улучшения обзора в
конструкции танка была предусмотрена командир-
ская башня. Советский танк
ИС-2
(«Иосиф
Сталин»),
имевший схожие с «Тигром»
характеристики
защиты
и
более
мощную
пушку
(ка-
либр
122 мм
против 88 мм),
был на
10 т легче и всего на
1,2
т
тяжелее
среднего
не-
мецкого танка «Пантера».
Танки
противника.
Во
время
ВОВ
немецкие танки
имели
классическую немец-
кую
компоновку:
двигатель
размещается в корме; транс-
миссия,
размещенная
в
но-
совой
части,
соединяется
с
отделением управления. Эта
компоновка
характерна
для
всех
немецких
серийных
танков, начиная с «Panzer I»
и
заканчивая
«Panzer
VI»
(«Королевский
тигр»)
(рис. 3).
Подобная
компо-
новка также имела свои пре-
имущества
и
недостатки.
Как правило, лобовое брони-
рование
корпуса
немецких
танков
имело
вертикально
бронированные
листы.
Раз-
мещение лобовых бронелис-
тов
перед
трансмиссией
не
допускало дальнейшего уве-
личения их угла наклона.
Немецкий «Тигр»
(рис. 4)
был слишком высок и
широк. Кроме того, для обеспечения низкого удель-
ного давления
на
грунт
потребовалась
значитель-
ная длина опорной поверхности и ширина гусениц.
Танки
союзников.
К
началу
второй
мировой
войны
английская
танковая
промышленность
по-
ставляла
весьма
посредственные
танки
«Матиль-
да», «Тетрарх» и «Черчилль».
78-миллиметровая
броня
«Матильды»
(рис. 5)
соответствовала лишь броне советского танка
КВ.
В условиях весеннего бездорожья «Матильда» бук-
совала, теряла ход и развивали скорость 10-12 км/ч.
была отправлена первая партия —
25 танков Т-34. А
В случае заморозков 27-тонную машину невозмож-
4(
4(74)2010 СВАРЩ И К
4
4
предыдущая страница 47 Сварщик 2010 04 читать онлайн следующая страница 49 Сварщик 2010 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст