ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ опы т
.............................................................
Восстановление
работоспособности
уникальных
толстостенных деталей
из
чугуна
оборудования
метрополитена
Ю.В.Демченко,
канд.техн.наук,
А.М.Денисенко,
Институт электросварки им. Е.О.Патона НАН Украины
Широкое
применение
конструкционных
чугунов
для
изго-
товления
деталей
и
корпусов
редукторов
уникальных
по
функциональным
характеристикам
приводов
эскалаторов
ЭМ-5, ЭТ, ЛТ в метрополитене объясняется хорошими ли-
тейными свойствами этих материалов: возможностью при-
дания им весьма сложных форм, хорошей обрабатываемос-
тью
и
высокой сопротивляемостью вибрационным
нагруз-
кам, малой изнашиваемостью при трении металл о металл.
В то же время
при достаточных прочно-
стных
характеристиках
чугун
имеет
пони-
женную
пластичность
и
как
следствие
по-
вышенную
хрупкость.
Поэтому
всякое
на-
руш ение
условий
нормальной
эксплуата-
ции,
например
зубчатого
зацепления
в
ре-
дукторе,
неправильны й
расчет
конструк-
ции,
наличие
скрытых
дефектов
литья
и
ош ибок
при
монтаже
приводят
к
разруш е-
нию чугунной детали.
И зломы, отколы, трещ ины,
вскры вш ие-
ся
при
нагружении
литейны е
поры
и
ры х-
лость
это
весьма
распространенные
де-
фекты,
которые
возникаю т
при
эксплуата-
ции данного оборудования.
Учитывая
ряд
факторов,
влияю щ их
на
качество
ремонтных
работ:
сжатые
сроки
плановых остановок эскалатора
на
ремонт,
выполнение
одновременно
разных
видов
работ
на
приводе,
невозможность демонта-
жа деталей и установки в удобное для свар-
ки
положение,
необходимость
проведения
работ в условиях маш инного зала и работы
в ночные смены, — проблема качественного
восстановления
таких
деталей
сваркой
и
родственными процессами, особенно в усло-
виях маш инного зала, является весьма акту-
альной. Как правило, детали приводов эска-
латоров
изготавливаю т
в
трех-четырех
эк-
земплярах для
конкретной станции соглас-
но
количеству
эскалаторов,
и
они
рассчи-
таны
на
длительны й
срок
эксплуатации —
более 50 лет.
П роектирование,
изготовление
и
мон-
таж нового комплекса оборудования
может
привести к длительным простоям эскалато-
ров метрополитена.
Например, есть случаи,
когда необходи-
мо восстановить детали, которыми были ос-
нащены линии
метрополитена (в М оскве и
Киеве), после 5 0 -6 0 лет эксплуатации.
С пециф ические особенности чугуна
как
пол и компонентного
высокоуглеродистого
сплава в значительной степени затрудняю т
его сварку, так
как практически
всегда при
сварке чугуна сущ ествует опасность образо-
вания трещ ин в металле зоны термического
влияния,
что требует эф ф ективны х
мер по
уменьш ению как темпа нарастания свароч-
ных напряж ений, так и их уровня. Часто не-
которые
виды
ремонта
слож ных
разруш е-
ний
чугунных
деталей
можно
рассматри-
вать как создание вновь лито-сварны х кон-
струкций. Например, при разруш ении утра-
чены
фрагменты
или
они
слиш ком
малы
для сварки и их приходится восстанавливать
при
помощи стальных вставок, либо разру-
шены больш ие фрагменты. Поэтому в И Э С
принят комплексный подход к созданию ре-
монтной
технологии,
исклю чаю щ ий
неже-
лательны е факторы, затрудняю щ ие сварку.
Он основан на применении холодной механи-
зированной сварки чугуна открытой дугой.
О сновные особенности технологии:
использование в качестве сварочного м а-
териала тонкой высоконикелевой прово-
локи сплош ного сечения
ПАНЧ-11
диа-
метром
1,2 мм, разработанной специаль-
но для холодной сварки
чугунов и чугу-
нов со сталью;
выполнение
механизированной
сварки
на
режимах, обеспечиваю щ их
погонную
энергию в пределах 3,0-3,5 М Д ж /см;
специальная
подготовка
мест
поврежде-
ния к сварке;
выполнение
протяж енных
и
многослой-
ных
швов
путем особой
техники
сварки
и разбивки на короткие участки с немед-
ленной последующей их проковкой.
выполнение сварки без предварительно-
го
подогрева
или с
небольш им
местным
подогревом
деталей
до
температуры
100-150°С
в зависимости
от особенное -
3(79)2011 СВАРЩИК**
"
--------------
предыдущая страница 9 Сварщик 2011 03 читать онлайн следующая страница 11 Сварщик 2011 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст