ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
опыт
Опыт
наплавки
роликов для
системы
транспортировки
горячего
металла
И.А. Рябцев,
д-р техн.
наук,
Я.П. Черняк,
канд. техн. наук,
В.А. Жданов,
Институт электросварки
им. Е.О.
Патона НАН Украины,
А.Н. Гуськов, Е.Ю. Череповский,
СП
«Индустрия-Сервис»
(Киев)
Ролики для системы транспортировки горячего металла ра-
ботают
в
сложных
условиях
абразивного
изнашивания
и
циклических термических и механических нагрузок.
Учиты-
вая возможность попадания на поверхность роликов охлаж-
дающей
воды, металл роликов должен
также противосто-
ять коррозии.
Температура на поверхности роликов диаме-
тром 300-350 .чм и массой около 400 кг в точке контакта с
транспортируемым
слитком
периодически
повышается до
450-550°С.
В результате на рабочей
поверхности роликов
образуется сетка трещин разгара, которые по мере разви-
тия создают угрозу поломки роликов. Контактные давления
со стороны нагретого слитка в сочетании с абразивным воз-
действием окалины вызывают повышенное изнашивание ра-
бочей
поверхности ролика.
Поэтому рабочий
слой роликов
должен быть термостойким и износостойким. Кроме того,
ролики могут
выходить
из
строя
из-за
перегрева
опорных
подшипников качения и их заклинивания. В зависимости от
конкретных условий эксплуатации
(места ролика в транс-
портирующей
системе,
его
конструкции,
технологической
культуры производства) может преобладать одна из выше-
перечисленных причин выхода ролика из строя. Средний срок
службы роликов составляет 5-6 мес.
В
связи
с
больш им
расходом
роли ков,
и зготавл и ваем ы х
из
л еги р о ван н о й
тер м о -
стой кой
и
вы сокоп рочн ой
стали
5 Х В 2 С Ф ,
и
их
вы сокой
м еталлоем костью сущ ествует
проблем а вы сокоп рои звод и тельн ого и кач е-
ствен н ого
их
восстан овлен и я.
Н еобходи м о
такж е реш и ть
проблем у
вы хода
роли ков
из
строя
в
результате
зак л и н и в ан и я
опорн ы х
п одш и п н и ков качен ия.
С тан д ар тн ая
техн ол оги я
п рои зводства
роликов предусм атривает их изготовление из
поковки стали
5 Х В 2 С Ф с
внутренним
цент-
ральн ы м охлаж даю щ и м каналом
(рис.
1, а).
П редлож ен а
новая
техн ол оги я
и зго то в-
л ен и я
б ан д аж и рован ы х
р о ли ко в
(рис.
1, б),
кон струкц и я
которы х
п о зво л яет
более
э ф -
ф ек ти вн о
отводи ть
теп л о
от
их
п оверхн ос-
ти, тем сам ы м у стр ан ять зак л и н и в ан и е п од-
ш и п н и ков
и з-за
перегрева
роли ков.
Б ан да-
ж и р о ван ы е роли ки
и зготавл и ваю т
из стали
35, что зн ач и тел ьн о сн и ж ает их стоим ость.
Н аи более
эф ф ек ти вн ы м
способом
вос-
стан о вл ен и я
и
п овы ш ен и я стой кости
р о л и -
ков
я в л я ется
н ап л авка
на
их
рабочую
п о -
верхность слоя стали, обладаю щ ей
вы сокой
аб р ази вн о й
износостой костью ,
тер м и ч ес-
кой и коррози он н ой стойкостью .
О п ы т п оказы вает, что д л я таки х услови й
в
н аи лучш ей
степени
подходят
хром и сты е
стали м артен си тн ого или м ар тен си тн о -ф ер -
ри тн ого
класса.
С одерж ан и е
хром а
в таки х
стал ях
13-17% . С одерж ан и е углерода в них
огран и чен о
0,2% ,
что
обесп ечи вает
д о ста-
точн ую
стой кость
проти в
горячи х
трещ ин.
Д л я
п овы ш ен и я
терм и ческой
стой кости
хром и сты й
н ап л авлен н ы й
м еталл леги рую т
м олибденом .
Н ебольш и е
п ри садки
н и келя
улучш аю т
пласти чн ость, а
ван ади я
и зн о -
состойкость.
В
ходе
работы
бы ла
проведена оц ен ка
и
вы браны
м атери алы
д л я
о п ы тн о -п р о м ы ш -
л ен н о й
н ап лавки
и зн ош ен н ы х
роли ков
и
бандаж ей д л я и зготовлен и я
новы х роликов.
О ц ен и вал и
ряд
м арок
п орош ковой
п р о во -
л оки ,
обеспечиваю щ ей
п олучен и е
наплав-
Наплабленный слой
528
р
_200^
195
^
923
Ї
§
3
и
Наплавленный слой
Бандаж ролика
К
-
а
923
Т
1
1
1
Рис. 1. Ролики с центральным охлаждающим каналом дл
1
а — стандартный; б — бандажированый с охлаждаемым
4(80)2011 СВАРЩИК
8
предыдущая страница 11 Сварщик 2011 04 читать онлайн следующая страница 13 Сварщик 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст