*
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
лен ия
(максимальная
температура
металла
при
СТП
составляет
около
70%
температуры
плавле-
ния). На заключительном этапе (в конце шва) инст-
румент поднимают до полного выхода наконечника
из стыка и прекращают его вращение.
Благодаря
относительно
низкому
тспловложе-
нию и другим характерным особенностям СТП об-
ладает рядом достоинств:
возможностью лучшего сохранения свойств ос-
новного
металла
по
сравнению
со
способами
сварки плавлением;
меньшим уровнем остаточных напряжений и де-
формаций сварных соединений;
возможностью
получения
соединений
во
всех
i/
пространственных положениях без применения
присадочных
материалов,
защитных
газов
и
флюсов;
отсутствием вредных аэрозолей и ультрафиоле-
тового излучения при сварке:
возможностью получения качественных швов на
сплавах, трудно свариваемых методом плавления;
высокой эффективностью использования элект-
роэнергии и др.
Способ СТП имеет и некоторые недостатки:
необходимость применения громоздкого свароч-
ного оборудования;
наличие
небольшого
прослаблсния
шва
(0,1 —
0,2 мм);
недостаточная стабильность;
образование отверстия
в конце кольцевого шва
диаметром, равным диаметру наконечника инст-
румента;
необходимость применения вводных и выводных
планок
для
получения
качественных
швов
по
всей длине заготовки и др.
Основными параметрами, определяющими уро-
вень гепловложения при постоянном осевом давле-
нии, являются скорость сварки, скорость вращения
сварочного
инструмента
и
диаметр
опорной
по-
верхности
уступа.
Тепловложение
при
СТП
при-
мерно
в два
раза
меньше,
чем
при
аргонодуговой
сварке.
СТП применяют в основном для соединения ма-
териалов
со
сравнительно
низкой
температурой
плавления,
прежде
всего, алюминиевых и
магние-
вых сплавов. Имеются сведения об успешной свар-
ке данным способом медных, никелевых и титано-
вых сплавов, а также сталей.
Основной трудностью при СТП сплавов с высо-
кой температурой плавления является низкая стой-
кость инструмента. В мире интенсивно ведутся ра-
боты но повышению стойкости инструмента за счет
применения специальных материалов и усовершен-
ствований его конструкции, в том числе дополни-
тельного охлаждения. Так, портативное оборудова-
ние для СТП неноворотных стыков стальных высо-
копрочных
труб
диаметром
315 мм
с
толщиной
стенки
13 мм
включает
водоохлаждаемый
износо-
стойкий инструмент, телеметрическую систему его
пространственного расположения,
механизм орби-
тального
перемещения
сварочной
головки
и
вы-
движную
опорную
штангу,
размещаемую
внутри
трубы. Для сварки труб большого диаметра с целью
увеличения
производительности процесса предпо-
лагается разработка планетарного механизма с не-
сколькими сварочными головками.
Широкое
использование
СТП
ограничивается
высокой стоимостью разработки и изготовления уз-
коспециализированного оборудования, а также до-
статочно высоким уровнем технологических затрат.
Для
минимизации
этих
недостатков
фирма
Sigmari
System
Ltd.
совместно
с
TWI
и
фирмой
БАЕ System (Великобритания) разработала новый
способ
СТП,
названный
Low
Stir
процесс.
В
нем
используют специальную сварочную головку, кото-
рая
стандартным
конусным
хвостовиком
может
быть закреплена в отверстии шпинделя вертикаль-
но-фрезеровального
станка,
что
позволяет
расши-
рить
использование этого
процесса и
реализовать
его
практически
на
любом,
даже
малом
предпри-
ятии.
В
комплект
сварочной
головки
входит
си-
стема
программного
обеспечения,
позволяющая
проводить
настройку
технологических
режимов
и
регистрацию параметров для дальнейшего анализа
качества сварки.
Разработанная новинка позволяет вместо узко-
специализированного оборудования, стоящего сот-
ни тысяч фунтов стерлингов, использовать относи-
тельно недорогую сварочную головку, программное
обеспечение и фрезеровальные станки, имеющиеся
на многих предприятиях.
В настоящее время к основным областям приме-
нения СТП относятся:
судостроение (палубные надстройки, переборки,
элементы корпуса);
аэрокосмическая
промышленность
(элементы
фюзеляжа,
крыльев, топливные баки для
крио-
генных жидкостей, корпуса ракет);
железнодорожный
транспорт
и
метро
(корпуса
вагонов, рамы и основания поездов метро);
автомобильная
промышленность
(узлы
крепле-
ния двигателя, диски колес, рамы автомобилей);
электротехническая
промышленность
(корпуса
электродвигателей,
токоподводы,
параболичес-
кие антенны, шины);
строительная индустрия (алюминиевые мосты и
трубопроводы,
теплообменники
и
кондицио-
неры);
пищевая
промышленность
(емкости
для
пива,
упаковка)и др.
Благодаря использованию СТП решаются зада-
чи кардинального повышения качества сварных кон-
струкций, производительности
и улучшения усло-
вий груда.
#1190
6(82)2011 СВАРЩИК
V
предыдущая страница 14 Сварщик 2011 06 читать онлайн следующая страница 16 Сварщик 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст