ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
(83)2012 СВАРЩИК*»
-
------------------------
вычислительном
техники,
различным
оборудованием;
материальное и моральное стимулирова-
ние труда разработчиков;
взаимоотношения сотрудников в трудо-
вом коллективе и конкретной трудовой
ячейке;
знание
разработчиком
методов
активи-
зации решения творческих задач и уме-
ние применять их на практике.
Последний
фактор является
предметом
более
детального
рассмотрения
в
настоя-
щей работе.
Подавляющее большинство методов, по-
могающих человеку более эффективно ре-
шать стоящие перед ним творческие задачи,
предложены много лет тому назад. Учиты-
вая, что и сегодня многие инженеры в своей
работе больше опираются на опыт, интуицию,
а поиск нового ведут методом «проб и оши-
бок», необходимо дать краткую характерис-
тику основным направлениям активизации
решения творческих задач и побудить раз-
работчиков шире использовать их в работе.
Метод
мозгового
штурма.
Мозговой
штурм
предложен
американским
психоло-
гом
А. Осборном *и как метод очень прост.
Он предусматривает наличие таких этапов:
подготовительный, генерация
идей, анализ
и оценка идеи.
Суть первого этапа состоит в организа-
ции
процесса
собственно
мозгового
штур-
ма. Проведение этапа начинается с момента
принятия
решения
о
необходимости
ис-
пользования
мозгового
штурма
для
реше-
ния конкретной проблемы. Для проведения
работы
назначают
ведущего,
отвечающего
за организацию и процедурную часть рабо-
ты.
В
его
функции
на
подготовительном
этапе входят: формулировка и переформу-
лировка задачи, подбор участников для по-
следующего этапа работы, решение органи-
зационных вопросов (помещение, оповеще-
ние приглашенных, сбор). Важным элемен-
том
этого
этапа
является
подбор участни-
ков.
В
группу
генераторов
идей
должны
входить
люди
с
позитивной
установкой
к
творчеству,
обладающие яркой
фантазией,
способные
быстро
подхватывать
чужие
идеи и
развивать их. В группу аналитиков
должны
входить
лица,
обладающие
боль-
шим багажом знаний по исследуемому во-
просу или какому-то его разделу, т. е. спе-
циалисты, способные оценить идеи, выдви-
нутые на этапе генерации.
Процедура выполнения мозгового штур-
ма регламентирована несколькими правила-
10
«
ми. Важнейшее из них —
необходимость за-
прета критики на этапе генерации. Критика
не должна допускаться в какой бы то ни бы-
ло форме, сами
идеи
подают без обоснова-
ния. Допускается выдвижение заведомо не-
реальных, фантастических, шутливых идей.
Запрещено обоснование выдвигаемых идей.
Генерирование новых идей, поощряемое
ведущим, проходит, как правило, в течение
35-55 мин.
Численный
состав
группы
6-
10 чел.
Все
идеи
записывают.
Считается
нормальным,
когда
за
один
цикл
работы
группа
выдвигает
60-100 идей.
На
этапе
анализа основным
правилом
является
вы-
явление рациональной основы в каждой из
выдвинутых на этапе генерации идей.
Достоинство метода в его простоте, соче-
тающейся
с
потенциально
большими
воз-
можностями выдвижения новых идей. В си-
лу
большой
обобщенности
правил
он
не
ориентирован
исключительно
на
технику,
следовательно, его можно применять в раз-
личных областях человеческой деятельнос-
ти. Известны примеры успешного примене-
ния метода при решении конструкторских,
технологических, организационных, управ-
ленческих,
экономических задач,
при
про-
ведении экспертиз в этих областях, а также
при прогнозировании.
Основная область применения мозгово-
го штурма —
эго поиск решений в недоста-
точно
исследованной
области,
выявление
новых направлений решения проблемы. Его
также рекомендуют использовать для поис-
ка новых сфер применения уже существую-
щего изделия, материалов или технологий,
а также для выявления недостатков сущест-
вующего изделия или технологии. Помимо
преимуществ, метод имеет и существенные
недостатки. Так,
например, затраты време-
ни на поиск решения проблемы могут быть
очень велики при отсутствии гарантии на-
хождения сильных идей. В практике случа-
ется,
что
нелегко
подготовить
и
провести
мозговой
штурм
«но
правилам», т. е.
с
со-
блюдением всех ограничений и требований.
Большие
затруднения
иногда
вызывает
процесс подбора участников. Тем не менее,
только осознание закономерностей процес-
са поиска и желаемых результатов
в прак-
тике
коллективной
работы
позволяет сде-
лать мозговой штурм более управляемым и
менее
громоздким,
повысить
вероятность
получения желаемого результата.
Вся «соль» рассмотренного выше метода
мозгового штурма, вся его сила —
в запрете
критики.
Но
здесь
же
и
его слабость:
для
предыдущая страница 13 Сварщик 2012 01 читать онлайн следующая страница 15 Сварщик 2012 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст