ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
метров рельефа, смазки
и условий трения.
На основе экспериментальных данных этот
параметр задается в пределах 0,5. Параметр
Р
=Ь/В
характеризует
рельеф
неровностей.
Для условий создания рельефа с использо-
ванием электролитно-плазменной техноло-
гии этот параметр имеет величину 1-10.
Суммарная гидродинамическая сила
р
= Х
Р>
.у•
<2>
1
где
п
количество неровностей.
Площадь вершин неровностей, где разви-
вается
гидродинамическое давление,
опре-
деляется по формуле
3=ВЬ/2.
Уравнение (1) решается для конкретно-
го
узла
трения
скольжения,
где
известно
контактное
давление
и
номинальная
пло-
щадь
контакта.
Принимается,
что суммар-
ная
гидродинамическая
сила
Р
равна
на-
грузке или произведению контактного дав-
ления
на
площадь
контакта.
Для
решения
уравнения принимаем значения динамиче-
ского коэффициента вязкости, минимально
допустимую толщину смазочной
пленки
и
скорость скольжения. Уравнение решается
относительно следующих параметров рель-
ефа: высота вершин неровностей, продоль-
ное и поперечное расстояние между ними.
Проверку теории проводили на моделях.
Основной
характеристикой
рельефа
была
принята высота неровностей
Яг.
Значение (5
принимали
в
пределах
10.
Узел
трения
скольжения
смазывали
минеральным
мас-
лом « Индустриал ьное-45».
Измерения толщины смазочного слоя
в
ходе
исследования
показали
(рис. 2),
что
толщина смазочного слоя /?0 на вершине не-
ровности рельефа изменяется в зависимос-
ти
от
скорости
скольжения
и
высоты
Яг.
Толщина
слоя
достигает
16мкм.
Смазоч-
ный слой увеличивается с ростом скорости
скольжения
(см. рис. 2).
На поверхности подшипника без релье-
фа
(Яг=
0,6 мкм) слой смазки не образуется.
Исследования показывают, что слой смазки
на поверхности вала образуется только при
скорости трения 4 м/с, что объясняется гид-
родинамическими эффектами и вибрацией
вала.
Наибольшая
толщина
смазочного
слоя составляет 8 мкм при скорости сколь-
жения
10 м/с. При более высокой скорости
толщина слоя уменьшается, что обусловле-
но нагревом поверхности и снижением вяз-
кости смазочной жидкости.
В
подшипнике,
где
поверхности
вала
имеет
рельеф
(см.
рис. 1,
Яг
= 6.
..20 мкм),
Рис. 2.
Изменение толщины смазочного слоя
ме-
жду трущимися поверхностями
в зависимости от
параметров рельефа: 1
— Рг=0,6; 2 — Яг=4; 3 —
Вг=8; 4 — 1^=12; 5 — Яг=16 мкм
/п>
Рис. 3.
Изменение коэффициентов трения в зави-
симости от рельефа и скорости скольжения (кри-
вые 1-5 — см. рис. 2)
смазочный слой образуется во всем диапа-
зоне
исследуемых
скоростей
(см.
рис. 2).
Соответственно, потери на трение в 2-3 ра-
за ниже, чем при трении в подшипнике, где
вал имеет гладкую поверхность
(рис. 3).
Относительная
толщина
смазочного
слоя а=/г0/Дх, которую измеряли на верши-
нах
рельефа
поверхности
вала,
зависит от
скорости
скольжения.
Она
изменяется
в
пределах 0,5-2. Исследования показывают,
что
форма
вершин
неровностей
рельефа,
которая характеризуется величиной (3, име-
ет решающее влияние на триботехнические
характеристики. Для шлифованной поверх-
ности
(Яг=0,6
мкм) величина (3 имеет значе-
•*1 (8 3 ) 2012 СВАРЩИК
•-----------------'
предыдущая страница 22 Сварщик 2012 01 читать онлайн следующая страница 24 Сварщик 2012 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст