ПРАКТИКУМ СВАРЩИКА
Технология
механизированной
сварки
труб
С.Т.
Римский,
канд. техн. наук, Институт электросварки им. Е.О.Патона НАН Украины
К
качеству
стыковых
соединений
труб
предъявляют
повышенные
требования,
ко-
торые не всегда может обеспечить ручная
дуговая
сварка
покрытыми
электродами.
Из-за сложности условий выполнения сты-
ковых соединений труб механизация сварки
не всегда дает повышение производительно-
сти, но улучшает качество сварного соедине-
ния и в некоторых случаях позволяет исклю-
чить ряд дополнительных технологических
операций (предварительный подогрев и т. п.).
При сборке стыков труб для сварки не-
обходимо обеспечить соосность труб
и за-
зор между ними.
Соосность на стыке труб
проверяют
металлической
линейкой
дли-
ной 400 мм, которую прикладывают в трех-
четырех
местах
по
окружности
стыка
{рис. 1
). Трубы собраны соосно, если макси-
мально допустимый просвет между линей-
кой
и
поверхностью
трубы
не
превышает
1 мм
на
расстоянии
200 мм
от
стыка
для
труб диаметром менее 100 мм и 2 мм —
для
труб диаметром 100 мм и более.
Стыки труб прихватывают на минималь-
но
допустимых
режимах,
толщина
валика
прихваток 4-5 мм, длина 50-60 мм. Концы
прихваток затем шлифуют тонким абразив-
ным кругом для получения плавного пере-
хода
к
основному
металлу,
что
позволяет
избежать несплавлений в корне шва. Форма
сварке, приведены в
табл. 1.
При толщине стенки трубы более 3,5 мм
сварку стыков труб выполняют отдельными
валиками многослойным способом. Качест-
во сварных швов при этом высокое, так как
облегчается сварка корневого слоя и тепло-
той каждого последующего слоя термически
Проверка
собранного
под сварку
стыка
на прямо-
линейность и
на смещение
труб
обрабатывается
металл
предыдущего слоя,
в
результате
чего
получается
благоприят-
ная микроструктура металла шва и снижа-
ется уровень остаточных деформаций.
При сварке труб с толщиной стенки бо-
лее
10 мм
толщина
валика
многослойных
швов
должна
равняться
4-6 мм.
Увеличе-
ние толщины
валиков многослойных швов
ведет к снижению их пластичности.
Одно-
временно в связи с увеличением усадочных
напряжений повышается склонность метал-
Таблица 1. Конструкция стыков труб при механизированной сварке в смеси Аг+С02 и в СО;
П о д г о т о в к а к р о м о к
Т о л щ и н а
с т е н к и
т р у б ы , м м
К о н с т р у к ц и о н н ы е р а з м е р ы
Ь ,
м м
с,
м м
а,
г р а д .
1,5-2,5
0,5-1,5
20-25
0-1
для
автомати-
ческой
сварки,
1,5-2,5
для МАО
корня
шва
1,5-2
8-10
3-3,5
12-14
С п о с о б с в а р к и к о р н я
ш в а
С п о с о б з а п о л -
н е н и я о с т а л ь -
н о й ч а с т и ш в а
О б л а с т ь
п р и м е н е н и я
----
^(Х
А-
°і
О
Т—
о
+
|
О
)
и
3-14
Ручная аргоно-
дуговая. Механизи-
рованная в смеси
газов А
г
+С 02
и
С 0 2
10 и
более
Механизированная
в смеси газов
А
г
+ С 0 2
и
С 0 2.
Ручная
аргонодуговая
Механизи-
рованная
сварка
в смеси
газов
А
г
+С0 2
и С 0 2
Трубопроводы
среднего
и низкого
давления
Трубопроводы
среднего
и высокого
давления
Трубопроводы
высокого
давления
из перлитных
сталей
31
1(83)2012 СВАРЩИК
предыдущая страница 34 Сварщик 2012 01 читать онлайн следующая страница 36 Сварщик 2012 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст