»
ПРАКТИКУМ СВАРЩИКА
тающими методами контроля, а оставшись
невыявленными,
как
правило,
становятся
причиной развития Трещин в металле шва в
процессе эксплуатации оборудования.
При сварке неноворотных стыков труб в
смеси газов Аг+С02 и в С 02 формирование
обратной
стороны
валика
хуже,
чем
при
сварке неплавящимся электродом в аргоне.
В ряде случаев это затрудняет проверку ка-
чества корневых слоев шва ультразвуковой
дефектоскопией. При жестких требованиях
к качеству стыковых соединений, особенно
при
необходимости
исключить
возмож-
ность
появления
непроваров
и
несплавле-
ний
в
корне
шва,
приходится
прибегать
к
просвечиванию корня шва рентгеновскими
или
гамма-лучами,
что
вынуждает
делать
нежелательный
перерыв
в
сварке,
тем
са-
мым нарушая термический цикл процесса.
В
связи
с тем,
что
производительность
труда и качество трубных сварных соедине-
ний при сварке в смеси газов Аг+С02 в зна-
чительной
степени
зависит
от
навыков
и
опыта сварщиков, целесообразно осваивать
метод в такой последовательности:
начинать со сварки стыков воздухо-, мас-
ло- и мазутопроводов низкого давления.
Небольшая толщина стенки этих трубо-
проводов и допускаемый нормами незна-
чительный непровар в корне шва позво-
ляет добиться требуемого качества свар-
ных соединений в короткий срок. Кроме
того,
при
сварке
таких
трубопроводов
достигается
максимальный
выигрыш
в
производительности
труда,
так
как
при
малых толщинах стенки трубы применя-
ют узкую разделку кромок (40-50°);
после накопления сварщиками опыта ра-
боты, освоения оборудования и надлежа-
щей организации работ можно сваривать
в смеси
газов Аг+С02 стыки трубопро-
водов высокого давления, корневые швы
которых сваривают на подкладных коль-
цах или без них аргонодуговой сваркой
неплавящимся электродом.
Корневые
швы
стыков
трубопроводов
сваривать без подкладных колец в смеси га-
зов А
г
+С0 2 можно только после приобрете-
ния сварщиками устойчивых навыков, поз-
воляющих достигать стабильного высокого
качества сварки и хорошего формирования
обратной стороны валика корневых швов.
Сварка корневых слоев стыков труб с га-
рантированным проваром и хорошим фор-
мированием обратной стороны
валика (ес-
ли квалификация сварщиков недостаточно
высокая)
наиболее успешно
решается
при
Рис. 2.
Положение
горелки на
вращающейся
трубе
автоматической сварке вращающихся труб
в смеси газов Аг+С02.
При сварке кольцевых швов на поворот-
ных
изделиях
положение
горелки
опреде-
ляют
как
положение
стрелки
часов.
Па
рис. 2
показана зависимость между направ-
лением вращения изделия, положением го-
релки и наклоном свариваемой поверхнос-
ти —
положение сварки.
Требуемое
положение
горелки
зависит
от диаметра и толщины изделия, формы со-
единения, мощности расплавления и скоро-
сти сварки (скорости вращения трубы). Для
устранения
дефектов
соединения
положе-
ние горелки должно быть выбрано так, что-
бы
избежать
опережения
или
отставания
сварочной
ванны
и
чтобы
затвердевание
сварочной
ванны
происходило
приблизи-
тельно в положении «12 ч», т. е. в горизон-
тальном положении. Сварочные ванны уве-
личенных размеров при сварке со струйным
переносом электродного металла подверже-
ны
изменениям
наружного
контура
шва
в
зависимости от положения горелки от боль-
шого усиления до ослабленного.
На
рис. 3
показано
правильное
положение
горелки,
обеспечивающее высокое качество сварного
соединения при сварке с увеличенным раз-
мером сварочной ванны.
#1214
Рис. 3.
Влияние
положения
горелки на
форму шва:
а —
завышенное
усиление
шва; б —
нормальное
усиление
шва; в —
заниженное
усиление шва
1(83)2012 СВАРЩИК
предыдущая страница 36 Сварщик 2012 01 читать онлайн следующая страница 38 Сварщик 2012 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст