»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
И так далее. В результате за короткое время бы-
ли выполнены исследования и созданы технологии
(руководитель отдела С.И. Кучук-Яценко) и разра-
ботаны
установки
(руководитель
отдела
В.А. Са-
харной) для сварки колец из прессованных профи-
лей, плит и поковок высокопрочных алюминиевых
сплавов диаметром более 500 мм, листов шириной
до 2000 мм, толщиной до 50 мм.
Сергей
Иванович
Кучук-Яценко
еще
на
пред-
дипломной практике начал изучать процессы плав-
ления при контактной сварке и после окончания в
1953 г. Киевского политехнического института был
направлен на работу в ИЭС им.
Е.О.Патона.
Свой
трудовой
путь
от
инженера до заведующего
отде-
лом и заместителя директора института по научной
работе он
начал с успешного запуска в эксплуата-
цию опытного экземпляра машины для сварки сты-
ков трубопроводов.
С того времени он сделал зна-
чительный вклад в создание технологий и оборудо-
вания для сварки трубопроводов, рельсов и других
изделий
различного
назначения
из
многих
конст-
рукционных материалов. Эти разработки являются
предметом
экспорта
и
продажи
лицензий
многим
зарубежным
фирмам.
Результаты
исследований
профессора, академика НАН Украины С.И Кучука-
Я цен ко физико-химических процессов при сварке в
твердой фазе известны во всем мире.
О внедрении первых машин для сварки шпанго-
утов (К393) и сварки листов и обечаек сечением до
100 000 мм2 (К767) из высокопрочных сталей рас-
сказал
академик
Российской
Академии
космонав-
тики им. К.Э.Циолковского бывший главный инже-
нер ЮМЗ В.А.Андреев: «К мировым лидерам в про-
изводстве ракетно-космической техники, безуслов-
но, относятся ПО «Южмашзавод» им. А.М.Макаро-
ва, КБЮ им. М.К.Янгеля.
.. Сварочное производство
в ракетостроении —
один из важнейших технологи-
ческих
переделов.
Здесь решаются
вопросы,
кото-
рые определяют прочность, герметичность, эксплу-
атационную
надежность,
экономичность летатель-
ных аппаратов. Новые научно-технические пробле-
мы
в каждом поколении ракет требовали постоян-
ного
повышения
уровня
технологий
и
оборудова-
ния.
.. По техническому уровню сварочных техноло-
гий
и
сварных
конструкций
изделия
Южмаша
и
КБЮ занимали самые передовые позиции. Приве-
ду один из примеров. Напряженные 60-е годы. Со-
здаются новые тяжелые межконтинентальные бал-
листические ракеты на жидких компонентах («Са-
тана»),
Обострены
проблемы
герметичности
и
на-
дежности топливных систем
ракет в условиях
по-
вышенного срока эксплуатации в заправленном со-
стоянии. Топливные баки ракет —
крупногабарит-
ные сварные сосуды из алюминиевых сплавов,
ко-
торым
присущи
известные
проблемы
сварки.
Од-
ним из основных направлений повышения стабиль-
ности качества, исключение субъективных отрица-
Контактная стыковая сварка шпангоута
тельных факторов есть механизация и автоматиза-
ция производственных процессов.
.. К началу серий-
ного производства ракет удалось освоить механизи-
рованные способы сварки всех сварных швов баков,
которые
определяют
герметичность,
кроме
одно-
го —
на стыках
шпангоутов, ответственных
конст-
руктивных элементов,
выполняемых
ручной
арго-
нодуговой
сваркой.
Уже
к
этому
времени
имелся
факт появления
негерметичности
в эксплуатируе-
мой ракете на одном из таких швов. Главный свар-
щик В.В.Бородин обращается к Б.Е. Патону и полу-
чает предложение о начале освоения на заводе прин-
ципиально новой для алюминиевых сплавов техно-
логии контактного стыковой сварки с полной авто-
матизацией,
программированием
процесса и запи-
сью параметров, которые подтверждают качество. В
те годы в институте этим процессом занимались ака-
демик В.К.Лебедев, член-корреспондент С.И.Кучук-
Яценко, д.т.н.
В.Т.Чередничек, к.т.н.
В.А.Сахарнов,
к.т.н.
Г.П.
Сахацкий,
к.т.н.
В.И.
Тищура,
старший
научный сотрудник Л.А. Семенов, другие ученые и
специалисты. Инженеры-сварщики КБЮ и Южма-
ша, в число которых входили В.В.Бородин, Л.Г.Че-
пур, А.Ф. Гриценко, В.А. Андреев, В.И. Москаленко,
А.М.Юрковский и другие, развернули работы по из-
готовлению оборудования и освоению технологии.
К
концу
1967 г.
технология
контактной
стыко-
вой сварки шпангоутов ракет совместными усилия-
ми была освоена в производстве Южмаша. Сварены
первые крупногабаритные детали. Наступил ответ-
ственный этап принятия решения, которое и побу-
дило автора этого рассказа вспомнить и зафиксиро-
вать момент истины.
Это было не простое решение.
Оно было слож-
ным для генерального конструктора и представите-
ля заказчика, поскольку ракета находилась факти-
чески
уже
в серийном производстве.
Оно было
не
простым
для
завода
и
Института
электросварки
им. Е.О. Патона,
так
как
нужно
было
иметь
абсо-
лютную уверенность, что новшество, имеющее оче-
видные
преимущества,
полностью
отработано
в
производстве, все в нем изучено, надежно и в тече-
•*1(83)2012 СВАРЩИК
------------------
предыдущая страница 58 Сварщик 2012 01 читать онлайн следующая страница 60 Сварщик 2012 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст