ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ о п ы т
Эксплуатационные
испытания
опытных
осей
колесных
пар,
восстановленных
плазменно-дуговой
металлизацией
В.Д. Лебедь, В.И. Липисий, В.В. Нестыкайло,
ПКТБ ЦВ Укрзализныци,
В.И.Зеленин,
канд. техн. наук,
П.М. Кавуненко, М.А. Полещук,
канд. техн. наук,
B. В. Тисенков,
Институт электросварки им. Е.О. Патона НАН Украины,
С.В. Бондарев,
C. А.Гаврилов,
Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения (УкрНИИВ)
На железнодорожном транспорте десятки тысяч колесных
пар отбраковывают из-за дефектов шеек и подступичных
частей осей. Возможность их повторного использования по-
сле восстановления
по
новой
технологии может
принести
значительный экономический эффект.
Согласно
планам
по
внедрению
новой
техники
на
Укрзализныце
ПКТБ
ЦВ
УЗ
совместно с ИЭС им. Е.О. Патона была раз-
работана новая технология восстановления
осей
колесных пар плазменной
металлиза-
цией в инертной среде.
Техника напыления таких покрытий от-
личается тем, что распыление производится
плазменной дугой в аргоне с помощью токо-
ведущей
проволоки-анода
из
стали
65Г,
служащей исходным материалом для обра-
зования слоя покрытия.
Предложенная
технология
позволяет
снизить
пористость
покрытия
до
2-5%,
а
также исключить оксиды и увеличить сцеп-
Рис. 1.
Микро-
структура
покрытия
из стали 65Г,
полученного
плазменно-
дуговым
способом
Рис. 2. Общий
вид установки
КТ-088
2(84)2012 СВАРЩИК
-------------------------------•
ление получаемого покрытия с подложкой
до
40-60 МПа.
Па
рис.
1
показана
микро-
структура
покрытия,
полученная
плазмен-
но-дуговой
металлизацией
проволокой
из
стали 65Г. Пористость, оксиды и другие де-
фекты не обнаружены. Получаемые покры-
тия по механическим свойствам и химичес-
кому составу приближаются к осевой стали
марки ОСВ(ГОСТ 4728-96).
Для
восстановления
шеек
и
подступич-
ной части осей колесных пар плазменно-ду-
говой металлизацией ПКТБ ЦВ УЗ и ИЭС
им. Е.О. Патона
была
разработана
и
изго-
товлена
установка
КТ-088
(рис. 2).
Уста-
новка
включает
плазмотрон
с
источником
питания, защитную камеру, шкаф управле-
ния, вращатель с закрепленной на нем осью.
Напыление производится плазмотроном
с
воздушным
охлаждением
при
мощности
14-16 кВт в среде аргона, что значительно
увеличивает срок службы сопла плазмотрона
(более
100 ч).
Процесс
плазменно-дуговой
металлизации шейки оси показан на
рис. 3.
Перед
металлизацией
восстанавливае-
мые поверхности оси протачивают до необ-
ходимого размера, упрочняют накатывани-
ем, обезжиривают, обрабатывают
металли-
ческой
дробью ДЧК-1-3
и
подогревают до
температуры
90-100°С.
После
нанесения
покрытий на шейки оси толщиной до 2 мм
ось подвергают механической обработке.
В
таблице
приведены
данные
замеров
твердости шеек осей типа РУ-1, РУ-1Ш по-
сле напыления проволокой
из стали 65Г и
шлифования.
Внешний
осмотр
и
металло-
графические
исследования
контрольных
образцов подтвердили удовлетворительное
состояние покрытия на шейках осей.
Запрессовку и распрессовку подступич-
ной части вышеуказанных осей колес произ-
водили на Дарницком ВРЗ по стандартной
технологии.
Усилие
запрессовки
согласно
диаграмме составляло от 630 до 800 кН в за-
предыдущая страница 15 Сварщик 2012 02 читать онлайн следующая страница 17 Сварщик 2012 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст