СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
изготовления
конструкции
орбитального
корабля многоразового использования «Бу-
ран» из различных материалов, в том числе
из различных алюминиевых сплавов (каби-
ны из конических обечаек и днищ, силовые
элементы
из
штамповок
и
поковок
и
др.)
пригодились почти все способы сварки. Ра-
кета-носитель «Энергия» состоит из 4 бло-
ков первой ступени (диаметром 3,9 м и дли-
ной
40 м
каждый)
и
одного
блока
второй
ступени диаметром 7,8 м и длиной около 60 м.
Первая
ступень
разрабатывалась
в
КБЮ.,
вторая —
в ОКБ-1
(В.П. Глушко), и, как от-
мечается в учебнике по технологии ракето-
строения,
«...найскладнішою
задачею
була
розробка
нової
модифікації
алюмінієвого
сплаву,
здатного
витримувати
колосальні
навантаження,
що
виникають
при
польоті
ракети, а також розробку паливних посудин
небачених до
цього
габаритів».
«Энергия»
до сих пор является самым мощным в мире
космическим
транспортным
средством
(стартовая масса 2400 т). Вспоминает глав-
ный
конструктор
комплекса
Б.И. Губанов:
Иранская ракета Shihab-3
на основе P-17 Scad
ОКБ-1
/
/
/
/
•'У
Я
«Утром
12
мая
1987 г.
на
стенд-старт
«Энергии»
приехал
Михаил
Горбачев.
Выйдя
из автобуса и поздоровавшись с
встречавшими, он сказал,
обращаясь
ко мне:
«Политбюро
не
позволит
пуск
этой
ракеты».
Тем
не
менее,
успешный
пуск,
состоявшийся
15
мая,
подтвердил
высокую
надеж-
ность комплекса. Эпопея «Энергии» —
«Бурана» заверши-
лась 15 ноября 1988 г. вторым стартом и триумфальной по-
садкой
орбитального
корабля
в
автоматическом
режиме.
(Впрочем,
в США подсчитали,
что челноки запускать не-
выгодно и оставшийся после катастроф комплект отправи-
ли
в
музей,
а
американские
астронавты
добираются
на
МКС на королёвских Р-7 —
«Союз»),
С конца XX века основные усилия были направлены на
освоение
мощнейших
(свыше
100 кВт)
остросфокусиро-
ванных пучков электронов, совершенствование технологии
ЭЛС толстолистового материала
из
высокопрочных спла-
вов (Л.М.Лобанов, А.А.Бондарев, А.В.Лозовская, В.А.Пив-
торак и др.). Вершиной развития ЭЛС в ИЭС им. Е.О.Пато-
на (О.К.Назаренко и др.) можно считать универсальные ус-
тановки типа КЛ-113 с контролем за процессом сварки и са-
модиагностикой, с огромными камерами, в которых разме-
щаются узлы баков и другие крупные конструкции.
Следует отметить,
что
в
разработке
и
освоении
новых
технологий совместно с ИЭС участвовали сварочные отделы
и лаборатории многих КБ и ракетных предприятий, среди ко-
торых ведущие позиции в отрасли занимали
НПО «Энер-
гия» с заводом «Прогресс» (В.А.Казаков, В.II.Крюковский,
Г.Л.Зубриенко, Ф.З.Тененбаум и др.) и Днепропетровский
комплекс
(М.А.Ахметшин,
Н.Г.Воронов,
О.С.Кузьменок,
В.В.Бородин. Б.П.Ржанов и др.). Коллективные наработки —
высокие технологии и современное оборудование —
исполь-
зованы
в
ракетостроении
Китая,
Северной
Кореи,
Ирана,
Индии. Так, только ИЭС внедрил в Украине и за рубежом
более 600 комплектов мощных электронно-лучевых устано-
вок, в том числе продал за рубеж 16 установок КЛ-113.
С
1960-х годов
БРК начинают использовать для
науч-
ных целей, связи, телевидения, навигации, геологии, физи-
ческих
исследований
и
в других сферах деятельности.
Па
базе 8К65 было изготовлено около тысячи PH серии «Кос-
мос».
На
основе
8К69
созданы
двух-
и
трехступснчатыс
варианты PH «Циклон». Десятки МБР 15А18 (РС-20), ко-
торые
по договору
между
Россией
и
США должны
были
быть
уничтожены,
успели
переделать
на
предприятии
«Дніпро». Следует подчеркнуть, что все эти
PH признаны
самыми надежными в мире.
#1233
55
• -
2(84)2012 СВАРЩИК
предыдущая страница 58 Сварщик 2012 02 читать онлайн следующая страница 60 Сварщик 2012 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст