ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Наплавка деталей
строительной
и
дорожной
техники
Я. П. Черняк,
канд. техн. наук, Институт электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины
Детали
ходовой
части
транспортных
гусеничных
машин
эксплуатируются
в
условиях
интенсивного
изнашивания
при трении металла о металл и наличии абразива. В неко-
торых случаях значительные ударные
нагрузки ускоряют
процесс изнашивания. В ИЭС им. Е. О. Патона разработаны
наплавочные материалы с высокими сварочно-технологичес-
кими свойствами, применение которых позволяет продлить
ресурс
работы
быстроизнашивающихся
деталей
строи-
тельной и дорожной техники, т аких как звездочки бульдозе-
ров, тракторов, гусеничных кранов. Износ зубьев в эт их де-
т алях достигает 50%
от их номинальных размеров. Веду-
щие звездочки изготавливают в основном из высокоуглероди-
стых лит ы х сталей 55, 65Г, 110Г13Л, иногда для их изготов-
ления используют чугун. В состоянии поставки рабочие по-
верхности звездочки должны быть закалены до твердости
5 0 -6 0
///?С3.
Но как показывает опыт, производители зача-
стую
пренебрегают
термической
обработкой
и
поставля-
ют
звездочки
в
«сыром»
состоянии
с
твердостью
на
кон-
тактных поверхностях 3 0 -3 5 НКСЭ.
Для
восстановления
зубьев
ведущей
звездочки крана
КС 8165
грузоподъемнос-
тью 100 т, изготовленной из стали 55, разра-
ботана
технология
двухслойной
наплавки
зубьев
{рис.
1).
Для
предотвращения обра-
зования
трещин
изношенную
поверхность
Рис. 1.
Внешний вид
восстанов-
ленной
ведущей
звездочки
крана КС8165
зуба
облицовывали
порошковой
проволо-
кой
ПП-АН1,
обеспечивающей
получение
•пластичного
подслоя.
Для
восстановления
геометрии
зубьев
использовали
порошко-
вую
проволоку
11ІІ-АН199.
обеспечиваю-
щую
получение
наплавленного
металла
с
твердостью
43-52 НЯСЭ
.
Износостойкость
этого
наплавленного
металла
при
трении
металл
о
металл
и
наличии
абразива
пре-
восходит сталь 55 более чем в два раза. На-
плавку
производили
механизированным
способом
самозащитной
порошковой
про-
волокой.
Разработана технология наплавки опорно-
поворотных устройств (ОПУ) кранов любых
модификаций
(КБ-403,
КБ-406,
краны
на
колесном ходу и др.). Отечественные произ-
водители
оснащают
краны
унифицирован-
ными
опорно-поворотными
устройствами
ОПУ-1190
(ОПУ-2),
ОПУ-1400
(ОПУ-3),
ОПУ-1450
(ОПУ-4),
ОПУ-1600
(ОПУ-5),
О1ІУ-2240
(ОПУ-б),
ОПУ-2500
(ОПУ-7).
По
своей
конструкции
ОПУ
представляет
собой
крупногабаритный
радиально-упор-
ный роликовый подшипник большой массы
(до
1,3 т).
Детали
ОПУ
изготавливают
из
высокоуглеродистых
низколегированных
сталей марок 50Х и 50ХГМ.
В
ОПУ
механическому
и
усталостному
изнашиванию подвержены беговые дорожки
зубчатого колеса,
верхняя
и
нижняя
полу-
обоймы
вследствие многократного
переде-
формирования одних и тех же объемов метал-
ла. Для
их наплавки использовали самоза-
щитную порошковую проволоку ПП-АН202
диаметром 2 мм
(рис. 2).
Порошковая
про-
волока
ПИ-АН202
позволяет
наплавлять
беговые дорожки
ОПУ без
подогрева.
На-
плавленный
металл,
полученный
с
приме-
нением этой проволоки, соответствует низ-
коуглеродистой
высоколегированной
хро-
момарганцевой
стали,
для
которой
харак-
терна высокая износостойкость в условиях
трения металла о металл и наличия абрази-
ва. Наплавленный металл упрочняется в ре-
зультате
воздействия
высоких
контактных
V
нагрузок,
что еще больше увеличивает его
износостойкость.
Технология
восстановле-
3(85)2012 СВАРЩИК
6
предыдущая страница 9 Сварщик 2012 03 читать онлайн следующая страница 11 Сварщик 2012 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст