ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Различие
в
построении
моделей
техни-
ческих систем
в
ходе ТРИЗ
и
ФСА обус-
ловлены самой природой этих методов. Со-
зданию
модели
объекта
по
теории
ФСА
предшествует
анализ
внешних
и
внутрен-
них связей объекта, в то время
как в соот-
ветствии с ТРИЗ переходят сразу к выделе-
нию
конфликтующих
пар,
минуя
стадию
тщательного
анализа,
что
приводит
к
не-
сколько одностороннему представлению об
объекте и невозможности его полного логи-
ческого описания.
Согласно ФАС, в любом объекте (систе-
ме)
имеются
затраты,
необходимые
и
из-
лишние. Необходимые затраты —
это затра-
ты
на
выполнение
объектом
его
полезных
функций. Излишние затраты —
это резуль-
тат
конструктивной
избыточности,
допу-
щенной
в
данной
объекте
(системе)
при
традиционном
предметном
подходе
к
его
созданию.
Используя
ФСА
для
совершенствова-
ния
конкретного объекта (системы),
выде-
ляют такие последовательные этапы выпол-
нения
работ:
подготовительный,
информа-
ционный, аналитический, творческий,реко-
мендательный, этап внедрения.
Каждый этап состоит, в свою очередь, из
работ и
процедур,
которые в совокупности
могут
быть
представлены
в
виде
рабочего
плана ФСА.
П одгот овит ельны й
эт ап
Ф СА
пред-
полагает
проведение
подготовки
специа-
листов,
формирование
исследовательской
(временной) рабочей группы (ИРГ), выбор
объекта анализа и определение целей иссле-
дования,
подготовку
перечня
требуемых
информационных материалов, касающихся
объекта анализа, составление, обсуждение и
уточнение плана проведения исследований.
Основными
задачами
инф орм ационно-
го эт апа
являются сбор, систематизация и
всестороннее изучение информации об объ-
екте ФСА. Данный этап нередко называют
фундаментом ФСА, потому что от полноты
и
достоверности
собираемой
информаций,
правильности
ее
обработки
и
изучения
во
многом зависит успех последующих этапов
функционально-стоимостного анализа.
На информационном этапе осуществля-
ют построение структурной
модели объек-
та,
в
которой
раскрывают взаимосвязи
его
элементов:
строят
технологическую
схему
изготовления
изделия;
исследуют
условия
применения
объекта;
изучают
патентную
информацию. На этом же этапе может быть
выполнено
первичное
формулирование
функций,
построен
первый
вариант
функ-
циональной модели.
Объем и глубина проработки данных на
информационном этапе определяются важ-
ностью задач, поставленных перед исследо-
вательской
группой,
и
накопленным
опы-
том
проведения
ФСА.
Информационный
этап считают выполненным, если в резуль-
тате проведенных работ получены:
первые
варианты
структурно-элемент-
ной и функциональной моделей изучае-
мой системы;
уточненная
формулировка
задачи
на
уровне «как она понята»;
перечень
предложений
членов
рабочей
группы
по
детализации
хода
анализа
и
совершенствованию конструкции;
реферат
но
результатам
изучения лите-
ратурных и патентных данных;
структурная схема объекта;
схема «система в надсистеме».
А налит ический
эт ап
создает
предпо-
сылки
для
последующего
решения
задачи
на творческом этапе ФСА.
Поэтому содер-
жанием аналитического этапа является бо-
лее глубокое изучение объекта и установле-
ние связей между его элементами, функци-
ями,
а также
между
объектом
и
окружаю-
щей средой в конкретных условиях его при-
менения.
Исследование функций осуществляют в
ходе структурно-функционального анализа
объекта
путем
построения
и
изучения
его
моделей
в
форме таблиц,
графиков
и
диа-
грамм.
Глубина и доскональность исследо-
вания
функциональной
анатомии
может
быть различной и зависит от условий зада-
чи, но общая схема
исследования
остается
принципиально одинаковой
(рис. 2).
При формулировании функций придер-
живаются трех правил:
формулировка каждой функции должна
быть
по
возможности
изложена
двумя
словами —
глаголом и существительным
(прилагательным);
в
формулировках
функций
следует
ис-
пользовать
понятия,
которые
обознача-
ют величины, имеющие размерность;
желательно указывать пространственную
и
временную
характеристики
функций
как действие или проявление определен-
ного
свойства,
имеющего
направлен-
ность, весомость, продолжительность.
Соблюдение
правил
формулирования
функций помогает расчленить проблему на
простейшие
элементы,
определить,
какие
процедуры
творческой
деятельности
необ-
предыдущая страница 26 Сварщик 2012 03 читать онлайн следующая страница 28 Сварщик 2012 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст