Сложнейшая
проблема
возникла
при
замене
клепки
конструкционных закаливающихся
сталей
сваркой. Как и в прежние времена, именно для ору-
жия требовалось самое высокое качество. В предве-
рии второй мировой войны военно-промышленные
комплексы
Германии, США, СССР и ряда других
стран усилии внимание к сварке брони. Необходи-
мо было сохранить прочностные свойства исходно-
го материала, достигнутые в результате термичес-
кой обработки. Однако успехи были скромными
толстые броневые плиты танков удавалось сварить
только вручную многослойными швами.
Отечественный способ автоматической дуговой
V
сварки под флюсом был создан в ИЭС иод руковод-
ством Е.О. Патона. Директор института пишет: «В
конце лета 1939 года бригада из нескольких сотруд-
ников приступила к первым лабораторным опытам.
В эту бригаду я подбирал людей с особым разбором.
Владимир Иванович Дятлов с
1935 г. заведовал у
нас отделом технологии. Это был образованный и
энергичный
человек,
талантливый
ученый,
боль-
шой специалист по металлургии сварки. Он быстро
завоевал авторитет и уважение в институте своим
глубоким и часто оригинальным подходом к каждо-
му исследованию». Однако технология и материа-
лы
были
разработаны
применительно
к
сварке
обычных
конструкционных сталей.
Заняться
спе-
циальными сталями не успели.
Начало войны, эвакуация па Урал в Нижний Та-
гил, организационные мероприятия на территории
Уралвагонзавода прервали работы ИЭС на три ме-
сяца. Вскоре, в начале октября 1941 г., в цехах «Ва-
гонки» разместили Харьковский завод им. Комин-
терна, в конструкторском бюро под руководством
М.И.Кошкина, был создан лучший средний танк Т-
34. «Узким» местом здесь и на других заводах стра-
ны оказались участки сварки бронекорпусов. Цеха
были завалены броневыми плитами.
Круглосуточ-
но
работали
сотни
квалифицированных
сварщи-
ков-ручников. Е.О. Патон направил усилия коллек-
тива на решение проблемы сварки под флюсом спе-
циальных, броневых сталей и конструирование ус-
тановок. Первой из таких проблем явились трещи-
ны, возникающие при автосварке легированных за-
каленных сталей.
Шел интенсивный
поиск соста-
вов флюсов и проволок, параметров режима и тех-
ники сварки. Решение, найденное В.И. Дятловым и
сотрудником
харьковского
завода
Б.А. Ивановым,
оказалось
неожиданным
и
очень
простым.
Они
предложили укладывать в разделку кромок низко-
углеродистую присадочную проволоку (Автор, св.
СССР 364057). В результате уменьшалось наугле-
роживание шва. В январе 1942 г. был сварен первый
опытный образец. Технология и оборудование про-
шли апробацию, обстрел корпуса показал более вы-
сокую живучесть, чем обстрел корпуса, сваренного
вручную.
Е.О. Патон
пишет:
«...предложение,
вне-
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
-;-А
*; а * ' «г
Л
II
>:
1
г
х
х
, V
х
V
Л
V
Л
I
1
Г І
X
х
х
. X
X
X
X
X
• 1
*
4
Ж
Л
\‘Лд
.
/
: ' /
;
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЕРЕДОВОЙ ТЕХНИКИ
8 НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО
плтемтмый ОТДЕЛ
•••-«
•*-! *
ЖЗТОРСфЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
С_
\ с?
7 3 5 6 6
Ф
на
и зо б р е те н и е
Н а с т о я щ е е
а п т о р с к о е
ДЯТЛОВУ
и
К Н Я З Ь К О В У
г . д .
•С П О С О Б
АВТО М АТИ ЧЕС КО Й
ДУГО ВО Й
с в а р ю
:
под
сл о ем
ф лиса
"
С
и
И
ДО
ГОЛ
ЬО
т ПО
IIN
да !!<>
в л и
п
і м -
г п п и н
с
м ри.: •: .е и н :.л : о и іп л ім іс м
п о
• .• .V -1 4 2 6 8 /3 3 0 3 2 5
ф
ІІХ
приоритетом
от
29 сентября 1943 г*
А
X
X
X
я
..
•у,.*.-
,
-
Свидетельство покорения броневой стали
сенное Дятловым и
Ивановым: применить приса-
дочную
проволоку, оказалась счастливым.
..
Нако-
нец-то швы стали получаться без трещин. А произ-
водительность сварки даже увеличилась.
Мы гор-
дились и сейчас гордимся тем, что советские танко-
строители первыми в мире научились варить броню
под флюсом. До самого конца войны у немцев не
было автосварки танковой брони, а у американцев
она появилась только в 1944 году».
V
Полезный съем продукции с единицы производ-
ственной
площади
увеличился
в
несколько
раз.
Производительность
автоматической
сварки
не
шла ни
в какое сравнение с производительностью
прежней
технологии.
Заводы
экономили
до
42%
электроэнергии.
Одна
установка
заменяла
10-14
человек.
На
Уралвагонзаводе
на
поточной
линии
было смонтировано 16 установок для автоматичес-
кой сварки
под флюсом основных узлов тапка.
В
кратчайшие сроки оборудование и технологии бы-
ли
внедрены
на
остальных
танкостроительных
и
других заводах оборонной промышленности. К кон-
цу 1944 г. сварка под флюсом применялась на 52 за-
водах.
В
октябре
1944
г.
В.И.Дятлов
переехал
в
Свердловск, где на Уралмашзаводс (точнее, в эва-
куированном
из
Ленинграда
Кировском
заводе)
приступили
к
освоению
автоматической
сварки
корпусов тяжелых танков КВ и ИС с броней толщи-
4
7
4(86)2012 СВАРЩИК
*
--------------
предыдущая страница 50 Сварщик 2012 04 читать онлайн следующая страница 52 Сварщик 2012 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст