ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
І Іокрьітия
были
подвергнуты
сорока-
кратной
обкатке
металлическим
шариком
диаметром 10 мм из стали Ш Х15 при скоро-
сти
движения
0,158 м/с.
Нормальная
на-
грузка
на
образец
составила
Ю Н .
После
обкатки на рабочей
поверхности количест-
во
остаточного
аустенита уменьшилось до
20%, а мартенсита соответственно возросло,
что
указывает
на
метастабильность
аусте-
пита
и
его
способность
к
мартенситному
у —> (х
превращению при рабочем
нагруже-
нии. Трещин
и
отколов на обкатанной
по-
верхности не обнаружено.
Микротвердость
поверхности
(11У100)
после
обкатки
возросла
в
среднем
на
25-30%, до уровня
800-1100 МПа
( р и с . 2 ) .
Для сравнения, согласно измерениям, мик-
ротвердоеть
до/послс
обкатки
составила
420/500
МПа для
покрытий
из
стали
У8,
250/300 М 11а — из стали 08Г2С.
Адгезионная
прочность
составила
40-
45 МПа, что соответствует уровню для
ни-
хрома,
типовому
материалу
для
подслоя.
Такое значение связано, очевидно, с
повы-
шением температуры частиц за счет тепло-
ты экзотермических реакций железа с ком-
понентами шихты.
Полученные
характерне гики
твердости
и
адгезионной
прочности
достаточны
для
обеспечения
надежности
покрытий
на
по-
верхностях
деталей
типового
применения.
Это шейки валов/осей под подшипники ка-
чения
и скольжения, рабочие поверхности
штоков
гидроцилиндров,
плоские
направ-
ляющие. На
р и с . 3
показаны примеры при-
менения покрытий со структурой MCA, по-
лученных
активированной
дуговой
метал-
лизацией из проволоки 1111 М-б.
Жаростойкая
порошковая
проволока.
Для
повышения
жаростойкости
деталей,
работающих в условиях высокотемператур-
ной газовой коррозии, например трубы то-
почных экранов и пароперегревателей бой-
леров тепловых электростанций,
применя-
ют,
в
частности,
нанесение
защитных
по-
крытий
дуговой
металлизацией
системы
Рис. 2.
М икро-
твердость
поверхности
напыленного
покрытия из
проволоки
150Х8Т2
до обкатки
и после нее
Рис. 3. Детали с покры тиями со структурой MCA: а — подш ипниковы е щиты электродвигателей диам ет-
ром 2 5 0 -1 2 0 0 м м
(«ТехНаМ ет»,
М агнитогорск); б — опора станка,
на поверхности скольж ения диа-
м етром
500 м м
покры тие толщ иной
5 м м
(М аш пром ,
Екатеринбург);
в — коленчатый
вал двигателя
«Кам аза»
(А вторем завод, К расноярск); г — ротор электродвигателя, ш ейки под подш ипники качения
(«П ерм ьГлобалстройсервис»)
• 5і87) 2012
СВАРЩИК
?
-------------
предыдущая страница 18 Сварщик 2012 05 читать онлайн следующая страница 20 Сварщик 2012 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст