ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Системный
подход к свариваемости
массивных конструкций
сложной формы
В.И. Панов, д-р техн. наук, ОАО «Уралмашзавод» (Екатеринбург)
О ц е н к а
с в а р и в а е м о с т и м е т а л л а т я ж е л о н а -
г р у ж е н н ы х м а с с и в н ы х к о н с т р у к ц и й с л о ж н о й
ф о р м ы и з т р у д н о с в а р и в а е м ы х с т а л е й у в т о м
ч и с л е и б ы в ш и х д л и т е л ь н о е в р е м я в э к с п л у а -
т а ц и и ,
п о з в о л я е т
в ы п о л н я т ь
в о с с т а н о в и -
т е л ь н ы е р а б о т ы н а к о н с т р у к ц и я х с п о в р е ж -
д е н н ы м м е т а л л о м .
Анализ
соответствующих
документов
Германии, СШ А, Великобритании и других
стран показывает, что общепринятое опре-
деление свариваемости в них отсутствует. В
частности, рекомендация ISO R581, разра-
ботанная
IX Комиссией
М И С
«Поведение
материалов
при
сварке»,
послужила
осно-
вой для стандарта ISO R 581-1980. В нем от-
мечается, что свариваемость зависит от че-
тырех факторов — материала, технологиче-
ского
процесса,
типа
конструкции
и
ее
функционального назначения.
Тем не менее, общая суть понятия «сва-
риваемость» одна — металл сварных соеди-
нений не должен иметь трещин, а его меха-
нические свойства должны соответствовать
служебным
характеристикам,
определен-
ным техническими требованиями
чертежа,
нормативно-технической
документацией
и т. и.
Рассмотрим, насколько современное
состояние понятия свариваемости отвечает
требованиям
ремонтной сварки
массивных
конструкций
индивидуального
тяжелого
машиностроения
В подавляющем большинстве случаев вос-
становительные работы выполняют на конс т-
рукциях из сталей, у которых Сэкв > 0,8.
..0,9.
Эти
стали
называют трудноевариваемыми
и в сварных конструкциях не применяют, в
связи с этим данных о их свариваемости в
литературных источниках нет. Содержание
углерода
в
этих
сталях
(60X11.
75ХМ,
9Х 2М Ф
и
др.)
превышает
0,45%,
поэтому
математические
модели
расчета
сваривае-
мости
непригодны.
В
подавляющем
боль-
шинстве случаев
приходится
пользоваться
справочными
данными
по
распаду
пере-
охлажденного аустенита.
Ремонтной сварке
подергают также ме-
талл, имеющий в силу масштабного факто-
ра и технологической наследственности ис-
ходную
поврежденное гь.
Деградация
ме-
талла увеличивается в процессе длительно-
го производственного цикла, монтажа,
при
первом рабочем нагружении, эксплуатации.
В некоторых случаях восстановление рабо-
тоспособности разрушенных базовых дета-
лей тяжелонагруженного оборудования не-
обходимо выполнять при наличии трещин.
Принято считать,
что при значении
па-
раметра
трещинообразования
Р
^ < 0,286,
входящего в состав
параметрических урав-
нений
И го
Бессео, образование трещин
маловероятно. При ремонтной сварке швов
большой толщины сварочными материала-
ми
типа
Э50А
(электроды
марки
У О Н И
13/55)
Р {0
составляет
менее
0,185.
Много-
проходный шов большой
толщины являет-
ся
слабым
местом.
Вероятность
образова-
ния трещин в нем исключительно велика.
Конструкторско-технологическое
обес-
печение ремонтной сварки конструкций ин-
дивидуального
тяжелого
машиностроения
(прессового,
дробильно-размольного,
экс-
каваторного,
прокатного
и
других
видов
оборудования
и
машин)
представляет
со-
бой
документ, содержащий
большое коли-
чество
требований
( р и с .
1 ) ,
и
каждый
раз
они носят индивидуальный характер.
Основной
проблемой при принятии ре-
шения
о
выполнении
ремонтной
сварки
конструкций
индивидуального
'тяжелого
машиностроения является
обеспечение га-
рантированного
результата.
Под
ним
по-
ни мается
эксплуатация
восстановленного
оборудования
в
течение
установленного
срока, что определяется, в первую очередь,
свариваемостью
металла.
Поэтому
была
разработана методика критериального мно-
гофакторного подхода к свариваемости де-
талей с металлом, структура которого полу-
чила ту или
иную степень деградации под
влиянием
масштабного фактора, а также
в
силу
принципа
конструкционной и техно-
предыдущая страница 22 Сварщик 2012 05 читать онлайн следующая страница 24 Сварщик 2012 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст