С Т Р А Н И Ц Ы И С Т О Р И И
.................
Создание и
покорение суперстали
Часть 3. Катастрофы
подводных лодок стимулируют
развитие сварки
и специальной
металлургии
А.Н. Корниенко
Е ж е г о д н о в м и р е т о н у т д е с я т к и с у д о в .
П р и ч и н а н е к о т о р ы х
а в а р и й
н е д о с т а т о ч н а я п р о ч н о с т ь и х к о н с т р у к ц и и . А п о -
с к о л ь к у е е р а с с ч и т ы в а ю т н а с а м ы е ж е с т к и е
,
п о ч т и н е в е р о -
я т н ы е у с л о в и я
э к с п л у а т а ц и и
п р и
« п о с т а н о в к е »
к о р п у с а
н а в е р ш и н у в о л н ы и м е ж д у в о л н а м и
,
н е р е д к о п о д о з р е н и е п а -
д а е т н а п л о х о е к а ч е с т в о и з г о т о в л е н и я .
С в а р к а в с у д о с т р о е -
н и и я в л я е т с я о д н о й и з в е д у щ и х и з а в е р ш а ю щ и х т е х н о л о г и й
,
и
э т а
т е х н о л о г и я
,
ч а щ е в с е г о
в с о ч е т а н и и
с н е а д е к в а т н ы м
к а ч е с т в о м
с в а р и в а е м о г о
м е т а л л а
,
м о ж е т
б ы т ь
п р и ч и н о й
к а т а с т р о ф .
Н а п р и м е р
,
т а к и х
,
к а к
с
а м е р и к а н с к и м и
с у х о -
г р у з а м и с е р и и « П Ь е П у » ( с м . « С в а р щ и к » , №
4 - 2 0 1 2 ) . Н о о с о -
б о е
в н и м а н и е
с у д о с т р о и т е л и
у д е л я ю т
п о д в о д н ы м
л о д к а м
,
т а к к а к
,
п о м и м о д р у г и х н а г р у з о к
,
о н и п о д в е р г а ю т с я в с е с т о -
р о н н е м у о б ъ е м н о м у с ж а т и ю
,
р а с т у щ е м у п р и п о г р у ж е н и и н а
к а ж д ы е
1 0 м н а
1 а т м о с ф е р у .
Судостроение является одним из основ-
ных потребителей металла высокого каче-
ства.
Еще
до
того,
как
сварка
вытеснила
кленку почти во всех отраслях производст-
ва,
в
судостроении
к
корпусной
стали
предъявляли повышенные требования. За-
дачей металлургов было обеспечение необ-
ходимых физико-химических свойств в со-
четании с такими служебными характерис-
тиками,
как
коррозионная
стойкость,
ста-
бильность прочностных показателей по все-
му объему изделия и др. В 1930-е годы Ма-
риупольскому заводу им. Ильича было по-
ручено выпускать 'толстый лист для судост-
роения. Требовался металл особо высокого
качества. Однако снизить содержание фос-
фора и серы до требуемой нормы и добить-
ся
равномерного
распределения
примесей
не удавалось,
потому
что
в мартеновских
печах
шлак
контактирует лишь с
относи-
тельно
небольшой
поверхностью
ванны
жидкой стали. И
тогда инженер-металлург
А.С. Точинский предложил наводить в печи
достаточное количество шлака и с возмож-
но большой высоты сливать его в ковш вме-
сте со сталью. Из раздробленных на отдель-
ные капельки металла и шлака в ковше об-
разовывалась шлакометаллическая «эмуль-
сия». Поверхность контакта шлака с метал-
лом возросла в десятки и сотни раз, и шлак
очистил
сталь
количество
нежелатель-
ных примесей было сведено до требуемого
уровня.
А
между прочим,
сталь
эта
была
нужна для.
.. клепаных кораблей.
Разрушение
сварных
конструкций
вы-
звало дополнительные требования к метал-
лу и недоверие к способам сварки. Впрочем,
еще в начале прошлого века суда, сваренные
О.Кьельбергом,
В.П.Вологдиным
и други-
ми, убедительно свидетельствовали о пре-
имуществе новой технологии соединения, в
том числе и о высокой прочности. В СССР с
конца
1920-х
годов
внедрением
сварки
(ручной
дуговой
и
газовой)
занялись
в
Ленинграде,
Николаеве,
Киеве,
Горьком.
Впервые научное обоснованные требования
к
корпусным
судостроительным
сталям
в
1939 г.
дал
Ю.А.Шиманский.
В
1942 г.
в
СШ А на верфи Кайзера была внедрена ав-
томатическая сварка под флюсом сухогру-
зов типа «Liberty» и др. В это время коллек-
тив
Института
электросварки
был
занят
проблемами автосварки танков, но Е.О. Па-
тон
нашел
возможность
написать
книгу
«Автоматическая
сварка
в
судостроении».
В послевоенные годы в отраслевом ЦНИИ
технологии
судостроения
(до
1947 г.
«Оргсудпром») разворачиваются комiuiек-
сныс исследования техники сварки,
проч-
ности
морских
судов
и
др.
Уже
к
концу
1940-х годов были разработаны корпусная
сталь и технология сварки крейсеров проек-
та 68-бис
( с м . « С в а р щ и к » №
4 - 2 0 1 2 ) .
Значительное
внимание
судостроению
продолжает уделять Е.О.Патон и ставит за-
дачу — создать высокотехнологичные спо-
собы сварки для военного кораблестроения.
Разрабатывается техника сварки корпусов
на
заводах
«Ленинская
кузница»
(Киев),
«Красное Сормово» (Горький), №444 (Ни-
колаев) и других. А.А. Казимиров курирует
внедрение технологии, серийных автоматов
и
специальных
шланговых полуавтоматов
для
сварки
под
флюсом судового
набора,
магнитных
стендов,
спроектированных
В.Е. Патоном,
П.И. Севбо
и
др.
Одновре-
5(87) 2012 СВАРЩИК " •
предыдущая страница 55 Сварщик 2012 05 читать онлайн следующая страница 57 Сварщик 2012 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст